Компания KazBeef, входящая в структуру холдинга Kusto Group, в феврале 2021 года приняла участие в выставке продовольствия Gulfood. Это крупнейший в регионе форум, позволяющий получить доступ ко всему рынку Персидского залива и Ближнего Востока. Результат не заставил себя ждать: первая поставка говядины в Дубай состоялась в минувшие выходные, и покупатель партию объемом 1,2 тонны уже получил.

Более подробно об итогах участия в выставке порталу ElDala.kz рассказали Бейбит Ерубаев, генеральный директор компании KazBeef, и Азамат Орумбаев, директор мясокомбината KazBeef Processing.

Конкурентное преимущество

Выставка Gulfood показала, что спрос на премиальную говядину из Казахстана в ОАЭ есть, и он очень высокий. Производителей высококачественного мяса немного, а рынку всегда нужен выбор. Покупатели находятся в постоянном поиске новых поставщиков. Большое преимущество Казахстана на восточном рынке состоит в том, что это одна из немногих стран с сильными мусульманскими традициями, которая производит высококачественную говядину. Естественно, вся продукция KazBeef имеет сертификат халяль. Также продукция соответствует международным стандартам FSSC 22000 и NAMP.

 — Рынок ОАЭ очень интересный и очень конкурентный, — рассказал Бейбит Ерубаев. — Там представлены все мировые бренды, от Аргентины до Пакистана. Потому что есть покупатели и на мясо высокого качества, и есть покупатели на низкое качество. Мясо низкого качества представляют такие страны, как Бразилия, Аргентина, Пакистан, Индия. Список производителей более качественного мяса короткий: Австралия, Новая Зеландия, Канада и США. Мы представили свою продукцию в сегменте высококачественного мяса.

Если говорить о нынешних игроках этого рынка (Австралия, Новая Зеландия, Канада, США), то себестоимость производства их говядины очень высока. Дело в том, что у них и труд стоит дорого, и земля. В Северной Америке в себестоимости производства каждого телёнка 40-60% сидит себестоимость земли. Чем это определяется? Налог на землю составляет 3-4% от ее стоимости. Рыночная стоимость земли в США сегодня составляет от $3 тыс. до $12 тыс. за гектар, если речь идет о пастбищах. Давайте посчитаем: 3% от 12 тыс. Это $100- $350 с каждого гектара. Суммы огромные.

А в Казахстане такой нагрузки нет.

— Эта составляющая затрат у нас невысокая, что для нас означает возможность обеспечить более низкую себестоимость производства премиальной говядины, — пояснил Бейбит Ерубаев. — Конечно, при условии достаточного уровня эффективности. Тут нам нужно подтянуть, провести трансферт технологий. В мире все эти стандарты есть, рынок ориентируется на них, и мы не можем тут придумать что-то свое.

Действительно, в производительности труда в животноводстве отставание от лидеров у казахстанских производителей очень сильное. Но такие передовые компании, как KazBeef, развиваются очень быстро. Благодаря инвестициям Kusto Group Еркина Татишева, KazBeef сумел поднять производство на новый уровень, проведя модернизацию всех сегментов — от кормопроизводства до мясокомбината.

 

Премиум-сегмент

Особая гордость — внедрение в 2020 на откормочной площадке технологии Feedlot health management. Это североамериканский стандарт управления всеми процессами, включая и ветеринарную безопасность.

— Когда мы выходим на внешний рынок, нас оценивают и видят, что наша мраморная говядина произведена в соответствии со всеми мировыми стандартами, — пояснил Бейбит Ерубаев. — Наличие у нас технологии Feedlot health management — огромный плюс, что сразу обеспечивает нам доверие покупателей. Они его пробуют, они видят его качество. Мясо — это тот продукт, который не привязан к какому-то одном бренду. Не играет особого значения порода бычков, тут все привязано ко вкусу. Вкусно — покупают, невкусно — не берут. Нет других вопросов — ни страна происхождения, ни порода. Да, есть, например, бренд Angus. Но по вкусу он ничем не отличается от той же казахской белоголовой или калмыцкой породы КРС.

Тот факт, что рынок ОАЭ и всего восточного региона очень конкурентный, определяет важность цены. При выборе покупателем поставщика значение играет преимущество в $1-$2 на килограмм. Особенно сейчас, в период пандемии, на это обращают внимание. Если страна может предложить более выгодные условия за счет более низкой себестоимости своей продукции, то она и получает сбыт.

— Вообще, я считаю, что Казахстану нет смысла выстраивать свою политику развития животноводства на основе производства дешевого мяса, — отметил Бейбит Ерубаев. — Мы никогда не сможем произвести говядину дешевле, чем Бразилия. Во-первых, у нас шесть месяцев зимы на большей части территории. Поэтому круглогодично держать скот на пастбищах невозможно. Это нецелесообразно: скорее всего, скот просто умрет, если мы будем держать его на пастбище зимой. Этот факт нужно принять. Поэтому, думая об экспорте, нам следует рассчитывать на премиум-сегмент. А для насыщения внутреннего рынка нужно отменить все нынешние квотирования на импорт мяса и разрешить завоз говядины из той же Бразилии или из той же Аргентины в любых количествах. Для нас самих наиболее разумный путь — производить дорогую высококачественную говядину.

 

Ценовая премия

Заинтересованных в премиальной говядине из Казахстана на выставке Gulfood оказалось очень много. Другой вопрос — объем поставок, который страна может обеспечить сейчас. Конечно, предложить такие объемы, как Австралия или Канада, наши производители пока не могут. Поэтому и к потребителю вынуждены подходить очень селективно.

KazBeef из всех заинтересованных потенциальных партнеров выбрал одну компанию, которая представляет Дубай, но присутствует в разных странах, включая Европу. Это дистрибьюторская компания, которая работает в сегменте HoReCa, — обеспечивает мясом отели и рестораны. Брать они готовы любые объемы, и тут единственный сдерживающий фактор — собственные возможности KazBeef. В нынешнем году компания планирует забить для этого покупателя порядка 7-8 тыс. бычков.

— При этом нужно понимать, что мы выходим на абсолютно новый качественный уровень, — пояснил Бейбит Ерубаев. — Поставлять мы будем только полуфабрикаты — выдержанное, упакованное в вакуум мясо. Это не полутуши и не четверти. Это отруба, которые идут на изготовление стейков. И наш покупатель готов платить за это премиальное качество. Хотим присутствовать в самых дорогих отелях и ресторанах. Мы на это претендуем, и для этого  сделали все возможное. Инвестиции в нашу инфраструктуру были очень большими, и теперь мы хотим получить за это ценовую премию.

Что касается уровня цен, то если дешевая говядина из Бразилии стоит $3,6 за килограмм (с доставкой в Дубай), то в премиальном сегменте цена за килограмм — $15.

 

Открытый рынок

Помимо выхода на рынок ОАЭ, компания KazBeef сумела добиться открытия для казахстанского мяса и сбыта в Узбекистан. Напомним, что эта страна в прошлом году запретила поставки мяса из Акмолинской области и Шымкента, сославшись на якобы имевшую место еще в 2018 году вспышку заболеваний животных. И вот весной 2021 года экспорт был опять разрешен.

— Для открытия рынка мы от себя сделали все, что смогли, — рассказал Азамат Орумбаев. — Сначала написали письмо в наш Комитет ветеринарии с вопросом, почему закрыта возможность поставок в Узбекистан, хотя на сегодняшний день эпизоотическая обстановка у нас благополучная. Веткомитет нам оперативно ответил, подтвердив, что причин для закрытия нет. Мы это письмо переслали в Узбекистан, в их компетентный орган. И буквально через два-три дня получили копию приказа, что ограничения снимаются.

Ранее у KazBeef не было официальных поставок своей продукции в Узбекистан. Но в этой стране с мясом компании были знакомы — частным образом туда ввозились небольшие пробные партии.

А в начале апреля состоялась и первая официальная поставка. Партия пока небольшая, 1,3 тонны.

— Это премиальные отруба — наш нишевый продукт, — пояснил Азамат Орумбаев. — Рынок Узбекистана нам интересен именно в сегменте HoReCa, и частично в ритейле, поскольку тут есть спрос на нашу премиальную продукцию. Цены на премиальное мясо на мировом уровне примерно такие же, как в ОАЭ. Вообще, рынок Узбекистана в интересующей нас нише не меньше казахстанского. Там открываются пятизвездочные отели, стейкхаусы, платежеспособный спрос высокий. Рассчитываем на долгосрочное сотрудничество, перспективы видим хорошие и смотрим на то, сколько наш дистрибьютор сможет продавать.

Сергей Буянов

eldala.kz