Неоднозначное решение Минсельхоза РК о разрешении экспорта живого скота, а именно бычков и баранов, продолжает будоражить рынок. Около двух месяцев назад, когда оно только было принято, Eldala.kz попросил прокомментировать это решение и его возможные последствия Алмасбека Садырбаева, эксперта сельского хозяйства, председателя Национальной ассоциации овцеводов Казахстана Shopan-ata.

Тогда Алмасбек Садырбаев негативно отнёсся к данному решению и высказывал опасения по поводу будущего нашего животноводства.

Мы решили проследить ситуацию в динамике и спустя некоторое время вновь обратились за комментариями к Алмасбеку, чтобы узнать, изменилось ли как-то его мнение по этому вопросу, с момента разрешения экспорта скота, имеют ли сегодня фермеры обещанную дополнительную выгоду, и по-прежнему ли он считает, что у нас есть риск потери маточного поголовья.

— Да, у нашей страны есть реальный риск потерять маточное поголовье, — уверен Алмасбек Садырбаев. —  Более того, у меня есть видео, я вам его отправлю, где видно, как наши коллеги из Узбекистана забирают ягнят, то есть не маточное поголовье, не баранов-производителей, а уже даже просто ягнят, представляете?

Эксперт по-прежнему уверен, что ничего хорошего экспорт живого скота Казахстану не принесёт и все его гипотетические выгоды надуманы.

— Обидно вдвойне то, что в агроколонию нашу страну превращает не агрессивная политика каких-либо других стран, а бесхарактерность и бесхребетность нашего собственного правительства в данном вопросе, — говорит Алмасбек Садырбаев. — Готовность продать всё и вся в угоду своей личной выгоде, выгоде наших местных казахстанских агроолигархов.

Те, кто высказывался за экспорт живого скота, утверждали, что запреты душат простых фермеров, а возобновление продаж за рубеж, напротив, позволит рядовым животноводам улучшить собственное материальное благосостояние, создав дополнительные возможности для реализации продукции. Также был обещан рост цен на внутреннем рынке.

Действительно ли простой фермер находится сейчас в более выгодном положении, чем в прошлом году?

— Сторонники экспорта живого скота с пеной у рта доказывали, что от этого решения очень выиграют наши фермеры, что это даст им больше заработать, —  вспоминает Алмасбек Садырбаев. — Ну и что же мы имеем сейчас? Итого: смотрим прайс закупа одной из крупных казахстанских компаний. Там стоит цена 850 тенге за килограмм живого веса КРС. То есть прежняя цена. Тут уже сразу понятно, что простые фермеры на этом решении ни грамма не заработали. Правительство, пойдя на поводу крупных агроолигархов, просто сделало доходным их бизнес. Я уже неоднократно говорил, простой фермер не занимается  экспортом живого скота. Экспортом живого скота занимаются конкретные 4-5 крупных компаний, которые в данный момент активно лоббируют, продвигают свои интересы. Простой фермер в этой ситуации только проигрывает. И не только фермер, в нашем случае проигрывает вся страна. Потому что уже сейчас вывезли просто огромное количество живого скота. А ведь это наш стратегический ресурс, если говорить именно о маточном поголовье.

Сегодня уже пошла тенденция к подорожанию овец. Потому что живых овец уже не отыщешь на рынке. Сейчас будет мощный скачок цен на мясо, и это, конечно, скажется на покупательской способности людей. Мы не должны забывать о потребителях говядины и баранины. Цена на мясо сейчас, к сезону, пойдёт вверх, вот увидите. В итоге мы превратимся, да уже планомерно превращаемся, в агроколонию.  Причём не Китая, не Соединённых Штатов, не России, мы превращаемся в агроколонию Узбекистана. Обидно, однако, это нужно признать.

Отметим, что, по данным статистики, с момента окончания моратория на экспорт живого скота в ноябре 2020 года из Казахстана ежемесячно вывозится в среднем по 10 тыс. голов КРС и 10 тыс. голов МРС. Минсельхоз РК должен был еще 10 февраля устновить квоты на экспорт бычков и баранов, но по сей день этого не сделал. Также не предложен эффективнный механизм пограничного контроля, препятствующий вывозу маточного поголовья.

Андрей Гончаров

eldala.kz