«Ангус» давно уже перешагнул понятие просто одной из пород крупного рогатого скота и стал самостоятельным международным брендом, олицетворением качественной мраморной говядины. В Казахстане племенные быки породы ангус, наряду с быками других мясных пород, также широко используются для улучшения продуктивных качеств скота (включая беспородный) и снижения себестоимости продукции. Фермеров чернильно-черный скот привлекает своими отличительными особенностями — легкий отел, сильный материнский инстинкт, скороспелость молодняка, высокие показатели среднесуточного привеса, продуктивности и выхода мяса.

 

Премия к цене

Порода ангус появилась более 200 лет назад, ее родина – северная часть Шотландии. В настоящее время по праву считается породой №1 в мире, благодаря своим продуктивным качествам, качеству мясной продукции, и конечно же, узнаваемому бренду. Нет такой страны, которая, развивая бы мясное скотоводство, не используя породу ангус.

Даже в соседней России компания Мираторг – крупнейший заводчик КРС в мире (!) также сделал ставку на породу ангус. Текущее поголовье компании превышает 1 млн голов, а их премиальная продукция уже экспортируется во многие страны.

Казахстан тоже идет по пути становления бренда ангус – как мяса высочайшего качества, особенно для приготовления стейков на гриле. Давайте вспомним, что 10 лет назад все стейки в отечественных ресторанах были импортные, и стоили больше 100 долларов – сейчас же везде вам подадут хороший стейк из казахстанского мяса по цене от 10 до 25 долларов.

Наши зарубежные партнеры, покупатели мяса и скота, платят за ангусов как минимум на 10 — 20% больше, чем за любую другую породу. В Китае, экспорт куда мы сейчас развиваем, премия за мясо ангуса составляет от 20 до 50% по сравнению с обычным. И это миллиардный рынок, который ждет нашу продукцию.

Читать по теме: Максут Бактибаев: мясная отрасль доказала жизнеспособность

История разведения породы ангус в Казахстане насчитывает уже 10 лет. Результаты впечатляют:

  • импортировано с 2010 года около 23 тыс. голов, а поголовье сегодня уже превышает 109 тыс. голов. Причем вместе со скотом были завезены и современные технологии холодного содержания, кормозаготовки, учета и др. Иностранные гости, посещая наши передовые хозяйства, разводящие ангусов, не видят разницы между ними и американскими или австралийскими фермами.
  • за весь период реализовано более 80  тыс. племенных животных породы ангус, включая 42 тыс. быков.
  • Казахстан стал частью мирового сообщества и перенимает опыт от всех стран с развитым животноводством – США, Австралии, Канады, Ирландии и Бразилии. Наш скот экспортируется в Узбекистан, Россию, Киргизию и Туркменистан.

Эффект масштаба

Но самый большой положительный эффект для животноводства Казахстана и экономики в целом несет улучшение приплода местного беспородного скота, благодаря скрещиванию с ангусами. Эксперты подсчитали, что ежегодно Казахстан зарабатывает благодаря использованию быков породы ангус более 30 млрд тенге за счет повышенных привесов и снижения себестоимости мяса.

Как выстроена эта работа? Есть фермеры (средний размер товарного стада в Казахстане по данным портала www.sybaga.kz — 100 голов), и есть профессиональные репродукторы, специализирующиеся на конкретной породе (ангус, герефорд, белоголовая, аулиекольская и др).

Фермеры покупают крутых племенных быков у репродукторов, и этот бык передает все свои сильные качества всему своему приплоду. На 100 голов фермер обычно покупает четыре-пять таких быков, получая за это субсидии от государства.

ТОП регионов по участию в породном преобразовании КРС

Раньше такие племенные спецхозяйства отправляли быков на мясо, потому что у фермеров не было денег на покупку качественных производителей: государством поддержка не оказывалась, и вся племенная работа шла в трубу. Но с началом господдержки ситуация стала улучшаться, и все больше фермеров приходит к необходимости «ремонтировать» свое поголовье.

Дайте подсчитаем экономический эффект от использования 1 быка (на 25 коров): 20 телят будут весить на 100 кг больше в возрасте 18-24 месяца, это плюс 1 тонна мяса стоимостью 2 млн тенге. Повышается конверсия кормов (привесы растут с обычных 600 грамм до 1 кг в сутки), что снижает себестоимость продукции минимум на 20%.

Фермеры отмечают высокие генетические преимущества помесей с ангусами, потомство от скрещивания племенных быков и беспородных тёлок по продуктивности на 30-40% превосходит непородистых животных.

В рамках страны это большая выгода и экономия, окупающая государственные инвестиции. Ведь на 1,2 млн коров, участвующих в породном преобразовании в 2020 году, общее увеличение производства мяса составит 50 тыс. тонн (10% от общего объёма производства говядины в стране), стоимостью 100 млрд тенге. Из них доля ангусов – около 30%.

 

Мясной акцент

Существует мнение, что заниматься чисто мясным скотом невыгодно – мол, лучше заниматься молочным, получая и молоко, и мясо при забое бычков и выбраковке телок.

Эта позиция выглядит однобоко и не выдерживает никакой критики.

Дело том, что Казахстан имеет естественные преимущества, делающие именно мясную отрасль перспективной – обширные пастбища. Благодаря выпасу, мясной скот использует в качестве основного корма естественные травы, за счет этого снижая обеспечивая низкую себестоимость и повышая вкусовые качества мяса. То есть, кормить мясной скот нужно только зимой, тогда как молочный – круглый год.

По этому же принципу мясную специализацию выбрали многие страны —  Австралия (25 млн голов, или 90% от всего поголовья КРС – мясные, пасутся на 200 млн гектарах, принося $5 млрд экспортной выручки от говядины и $600 млн от экспорта живого скота), США (73 млн голов, 77%), Канада (9 млн, 82%), Бразилия (120 млн, 60%) и другие страны, обладающие обширными пастбищами.

Казахстан имеет 188 млн гектар пастбищ, занимая по этому показателю пятое место в мире. Не использовать эти ресурсы для конвертации в прибыль, экспортную выручку и продуктивную занятость – очень не дальновидно, а то и деструктивно.

При этом, часто обсуждается и такой вопрос: могут ли пастись ангусы в наших степях? Разумеется, могут. И опыт породы в Казахстане  это подтверждает.

 

Лучшие гены

Помимо естественных преимуществ, раскрыть мясной потенциал Казахстану помогает и импорт породистого скота, который проводился в рамках Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС, стартовавшего в 2011 году.

Дело в том, что развал советской системы сельского хозяйства особенно ударил по животноводству. Из более чем 2500 крупных ферм выжило не более 100. Да и в целом скотоводство в Казахстане было в основном молочным, мясное направление не было достаточно развито: по состоянию на 1991 год в КазССР было около 10 млн голов КРС, но 70% из них приходились на совхозы и колхозы, подавляющая масса которых была молочного направления.

После развала СССР 95% поголовья скота совхозов и колхозов была вырезана, сократившись с 7 млн до 300 — 500 тыс. голов. Учитывая такую ситуацию и нарастающий разрыв в технологиях и генетике, попытка догнать мировое сообщество, развиваясь только самостоятельно, и не прибегая к лучшим мировым наработкам,  была обречена на провал.

К  2011 году разрыв  составлял минимум 40 лет. Система скотоводства была разрушена, за исключением единичных крепких хозяйств, сохранивших поголовье и традиции. Импорт же племенного поголовья вместе с технологиями позволил сократить отрыв и нагнать мировую генетику, попутно развивая всю отрасль.

Почему был выбран путь экспорта быков, а не искусственного осеменения? Логичный ответ: человек не может сделать работу быка-производителя лучше, чем сам бык.

А если серьезно, то экономически для товарного поголовья искусственное осеменение не выгодно. Затраты на 1 корову составляют около 25 тыс. тенге, с результатом успешности 45 — 50%. То есть, теленок обойдется на 50 тыс. тенге дороже. Поэтому, хозяйству в любом случае нужно иметь племенных быков на зачистку, что бы покрыть оставшееся 45 — 50% стада.

Поэтому, затраты на искусственное осеменение окупаются только на специализированных репродукторах, занимающихся получением первоклассных бычков, которые затем идут на случку. К тому же, многие фермеры попросту не имеют необходимой инфраструктуры для осуществления искусственного осеменения на пастбищах.

 

Стратегия успеха

Всю необходимую консультативную помощь фермерам Казахстана, решившим заняться мясным скотоводством, оказывают специалисты Республиканской палаты ангус.

Это некоммерческая организация, насчитывающая около 100 членов. Была создана в 2012 году для продвижения породы, защиты интересов участников  распространения ангусов на территории страны. В 2016 году палата была принята в Мировой совет ассоциаций по разведению ангусов.

Помимо всего прочего, палата организует учет и осуществляет ведение базы данных о племенных животных породы ангус, координирует селекционную и племенную работу в стаде для воспроизведения животных с высоким генетическим потенциалом. Также палата проводит верификацию данных о животных породы ангус (импортируемых или рожденных в Казахстане).

Ежегодно сотрудники палаты лично объезжают хозяйства, проводят оценку скота, формируют достоверные данные, что помогает в будущем принимать стратегические в племенной работе цели.

Подытожив, можно смело утверждать, что выбор породы скота для разведения – личное дело каждого фермера, обоснованное в первую очередь индивидуальной стратегией развития, доступными инвестициями и планируемой рентабельностью.

 

можно инвестировав на начальном этапе в генетику, и иметь маточное поголовье полностью ангусов, получая преимущества легких отелов, высоких привесов.

А можно разводить местный беспородный скот, который в два раза дешевле, при этом каждый год в случной период используя племенных быков ангус. Это позволит естественным образом через три поколения полностью заменить маточное поголовье чистопородными ангусами.

Выбор стратегии – только за фермером.

Даурен Салыков, директор Республиканской палаты ангус Казахстана
eldala.kz