Еще недавно в Узбекистане колбасы и мясные продукты в основном продавались российского производства. Но сегодня вы их тут не найдете – в супермаркетах все местное. Добиться этого было непросто, и чтобы изучить этот опыт, Diplomatic Club организовал выезд в Ташкент группы руководителей казахстанских предприятий мясной отрасли и отраслевых ассоциаций. Для Казахстана вопрос актуальный, ведь по сей день внутренний рынок РК почти на 40% зависит от импортных колбас и мясных изделий – в 2020 году их в страну было ввезено более 56 тыс. тонн почти на $114 млн.

А поделился с гостями  опытом Иззат Муталов, директор компании PROMEAT Group Corp. Ее история началась с открытия в 2003 году колбасного цеха. Сейчас это предприятие полного цикла, от выращивания кормов до мясокомбината и молочной фермы. Готовая продукция реализуется через сеть собственных магазинов. Учредитель компании – Хакимджан Муталов, который до выхода на пенсию в 2001 году работал министром сельского хозяйства Узбекистана. Иззат – его сын, который внимательно слушает советы отца и реализует на практике родительский опыт.

 

Столичное качество

На мясокомбинате PROMEAT производится продукция премиум-качества для столицы. Цена килограмма сырокопченой колбасы в среднем $13. В ассортименте стейки, тефтели и копченные деликатесы. Естественно, всё — халяль. Общий объем производства комбината 150 тонн в месяц.

Отдельная линия – для бургеров, которых комбинат продает в день 10 тыс. штук. Это лепешки с говяжьими котлетами. Причем, все они расходятся только в Ташкенте, на другие регионы продукции просто не хватает. В планах до конца года модернизировать эту линию и выйти на 20 тыс. штук в сутки.

Каждый участок на мясокомбинате рассматривают как самостоятельный бизнес, который должен приносить стабильный доход — бургерная, колбасный цех, отдел деликатесов. Менеджмент собирает общую картину, как «Лего», и видит общую картину. Если кто-то отстает, думают, в чем причина, и как ему помочь, чтобы вывести на общий уровень.

Тем временем, потенциал глубокой переработки пока не использован. То есть, на мясокомбинате нет переработки внутренностей, копыт и всего остального.

— Все это мы продаем на сторону, — пояснил Иззат Муталов (на фото). – Сами используем только кишки. А комплект из шкуры и внутренностей продаем прямо с убойной площадки примерно за $100. Пока нам самим заниматься более глубокой переработкой не особо интересно. 

Компания PROMEAT в свое время столкнулась со сложностями в реализации продукции, которые хорошо знакомы и казахстанским производителям: торговые сети требуют выплат так называемых «ретробонусов» — вознаграждения за размещение товаров на полках. Кроме того, товар они готовы брать только на реализацию, а не по предоплате. А ждать своих денег производителю приходится 60-90 дней.

— При таких условиях вся прибыль уходит именно торговым сетям, а производителю остается пыль, — отметил Иззат Муталов. – И мы приняли решение отрыть собственные магазины. Теперь у нас сеть по Ташкенту, 42 магазина. Есть партнеры из числа небольших магазинчиков. И вся наша продукция реализуется так. Это очень выгодно и тем, что нам не приходится отдавать прибыль посреднику, и тем, что у денег очень высокая оборачиваемость. То есть, нам теперь не нужно ждать два-три месяца, чтобы получить свои деньги. Утром продали – вечером они уже в кассе.

 

«Четыре К»

В целом, «колбасникам» Узбекистана помогло единство – у них существует неформатная организация, в рамках которой обсуждаются текущие проблемы отрасли (сырье, сбыт и т.д.) и формируется стратегия развития. Кроме того, важна полная открытость производителей друг перед другом – они охотно делятся опытом.

В результате, именно этот сектор пищепрома развивается активнее всего, и доля импортных колбас сейчас на рынке порядка 1% — такова таможенная статистика.

— Сейчас нам нужно такое же единство создать в животноводстве, — уверен Иззат Муталов. – Пока там этого нет, все воспринимают друг друга как конкурентов. Но я говорю – какая может быть конкуренция, если на сегодня 70% мяса в Узбекистане – это импорт? Мы наоборот, должны объединяться и учиться друг у друга. Привозить экспатов, которые смогут отстроить нам систему.

Сама компания PROMEAT  в развитии всех своих подразделений плотно работает с международными специалистами. В частности, на откормочной площадке принципы содержания и ухода, ветеринарию, рационы кормления помогала выстроить компания Dairy Global Experts. Она же сейчас помогает модернизировать и молочную ферму, которую Иззат Муталов приобрел несколько лет назад в запущенном состоянии, но сегодня уже вывел на уровень суточных надоев с одной коровы в 28 литров. Поголовье тут представлено голштинами.

Задача до конца года – довести дойное стадо с нынешних 250 до 500. После этого начнется новый этап – расширение фермы до 1000 голов. Что касается удоев, то за два года планируется выйти на 35 литров с коровы.

— В животноводстве работает система «Четыре К», — отметил Иззат Муталов. – То есть, корова, корма, комфорт, кадры. И если даже три у тебя сделаны, а четвертого нет, то результата не будет. И вообще, главное я считаю кадры – менеджмент. Именно поэтому мы привлекаем международных экспертов. Они нам говорят, что Украине пришлось потратить 15 лет, чтобы выйти на удои в 28 литров. Нам хватило 1,5 года за счет привлечения международного опыта.

 

Земля и деньги

Откормочная площадка была построена в 2017 году также при участии экспертов Dairy Global Experts. Она расположена на 7 га, площадки для содержания скота оборудованы навесами от солнца и системой создания микроклимата – увлажнителями воздуха и вентиляторами. Вода поступает из собственной скважины.

— Система поддержания микроклимата нам обошлась в $50 тыс., но окупилась уже за первый год за счет того, что животные себя лучше чувствуют, а значит, лучше едят и быстрее набирают вес, — отметил Иззат Муталов.

Более того, поверхность площадок бетонирована, что облегчает содержание скота и уход. Конечно, это не дешево, но тоже окупается. Общая сумма инвестиций в проект – $2 млн. Для его реализации компания PROMEAT получила кредит на четыре года под 24% годовых. Инвестиционных субсидий в Узбекистане нет.

Правда, государство выдает льготные кредиты на покупку скота – под 21% годовых, из субсидирует 7%, так что предпринимателям остается 14%. Это один из немногих инструментов господдержки, который до недавнего времени был доступен животноводам.

Правда, очень скоро, с 1 июля, ситуация улучшится: правительство Узбекистана решило ввести субсидии на произведенную продукцию животноводства.

— С июля вводятся субсидии, — рассказал Иззат Муталов. – То есть, на литр молока будет выплачиваться 200 сумов, и на привес скота – 2000 сумов на килограмм. Это должно поддержать развитие. Это революционный шаг – до 1 июля у нас субсидий не было. На приобретение племенного скота у нас субсидия уже есть  — 2 млн сумов на голову, это примерно $200. Казахстанский скот под это не попадает, потому что оттуда вывозить племенной скот нельзя. А если мы завозим из Европы, то субсидию получаем. Так государство мотивирует расширение поголовья и улучшение его качества. 

Также в нынешнем году в Узбекистане ожидается либерализация земельного законодательства, что также радует фермеров. Например, теперь они смогут приобретать в собственность участки под строительство перерабатывающих предприятий или молочных ферм, откормплощадок, хоть земли сельхозназначения и останутся в собственности государства.

 

«Микки-маусы»  из Казахстана

Тем временем, откормочник PROMEAT пока работает больше как рынок: скот завозится из Казахстана в весе 250 — 300 кг, и после трехнедельного карантина продается фермерам-партнерам, которые и ведут откорм. Их около 200. Грамотно проработанные рационы на основе силоса предоставляет PROMEAT. Благодаря этому фермеры добиваются привесов до 2 кг в сутки, и на убой скот возвращают весом 550 – 600 кг.

— Раньше мне все говорили, что у меня голова поехала, поскольку никто силосом бычков на мясо не откармливал, — рассказал Иззат Муталов. – А сегодня все видят результаты и переходят на откорм силосом. На силос выращиваются кукурузу, рожь или тритикале.

Что касается пород, то быстрее всех набирают вес ангусы, герефорды, аулиеколи – они и выходя на привесы 2 кг в сутки. Чуть меньше дают акбасы.

А особенно Иззат Муталов любит помесь герефордов и ангусов, которую в ТОО «Актеп», поставляющем скот в PROMEAT, прозвали «микки-маусами» за своеобразный окрас. Гибрид устойчив к жаре и болезням, не капризен, и привесы дает высокие. Чистым ангусам на жаре сложнее – черный цвет «впитывает» солнечные лучи. Намного легче аулиеколям за счет светлой шкуры.

Цена скота с доставкой из Казахстана – $2,6 за килограмм живого веса.

— Почему мы создали откормочник в виде рынка?- рассказал Иззат Муталов. — Когда три года назад началось кредитование населения на закуп скота, цена на скот резко выросла. Причем, по вине перекупщиков – они закладывали свою маржу в размере $1,5 на каждый килограмм живого веса! То есть, если в то время килограмм живого в Казахстане стоил $1,8, то они продавали уже по $3,3. Меня эта ситуация возмущала, и мне отец посоветовал самому этим заняться. Мы сделали рынок и сломали цены перекупщикам. Потому что населению и так тяжело, а по вине перекупщиков они становились банкротами уже при покупке скота. Зарабатывали только посредники. Наша маржа сейчас – всего $0,1. И при этом, мы еще за свой счет завезенных животных вакцинируем и обрабатываем против блох, чтобы население покупало чистый скот. Двадцать дней у себя держим на карантине – и продаем. За первые полгода работы нашей площадки мы в партнерстве с казахстанским ТОО «Актеп» продали примерно 5 тыс. голов.

 

Пять метров кукурузы

Вот такой бизнес PROMEAT сделал на откормочнике. Но эту ситуацию рассматривают как временную, пока сохраняется тенденция массового закупа скота из Казахстана населением Узбекистана. Но сейчас она уже тормозится, потому что кредитование населения приостановлено. В связи с этим Иззат Муталов готовится свою площадку перестроить на изначальную цель – откармливать скот самостоятельно. Ведь комбинат от казахстанского сырья зависит на 80%. Часть закупает тушами, часть – именно скотом.

— Казахстан в Средней Азии, благодаря обширным пастбищным угодьям, должен работать как производитель молодняка, а Узбекистан и Кыргызстан, Таджикистан должны заниматься откормом, — поделился своим мнением Иззат Муталов. — Для откорма большие площади не нужны, достаточно небольшой площади поливных земель. И это эффективно. Расскажу на своем примере: у нас два посева. Благодаря этому с 1 гектара мы за сезон получаем до 80 тонн силосной массы. А концентрированные корма мы можем завести из той же России или Казахстана. Соевый шрот мы сейчас вообще завозим из Аргентины, и это нормально. А вот силосную массу везти невыгодно.

В Узбекистане столько солнца, что тут сеют кукурузу с ФАО 700-800, и она вырастает высотой по пять метров.  Тогда как на севере Казахстана, например, используют семена с ФАО 160-220. Из этого понятна и разница в урожайности.

Более того, нынешние 80 тонн силосной массы с гектара Иззат Муталов пределом не считает, и уже пригласил агрономов из Украины для того, чтобы отработать технологию повышения урожайности.

Сергей Буянов

eldala.kz