Недавно казахстанцы пережили очередной скачок цен — на этот раз подорожала баранина. Одним из главных факторов послужило увеличение экспорта продукции, в том числе живого скота, за рубеж. Ситуация двоякая: с одной стороны, фермеры видят, что их труд востребован, и начинают активнее заниматься овцеводством. С другой — в ближайшие годы Казахстан может столкнуться с дефицитом баранины внутри страны.

Об этих насущных вопросах портал ElDala.kz поговорил с Алмасбеком Садырбаевым, экспертом сельского хозяйства, председателем Национальной ассоциации овцеводов Казахстана Shopan-ata.

 

Лучший рынок для мяса

Одним из основных направлений казахстанского экспорта являются Объединённые Арабские Эмираты. Поставки баранины в этом направлении Казахстан начал ещё в 2018 году, когда рейсами Fly Dubai были выполнены первые поставки. Это позволило открыть огромный рынок, четвёртый по емкости после России, Китая, Ирана.

Стоит отметить, что Казахстан находится в очень выигрышном географическом положении, поскольку четыре крупнейших покупателя мяса находятся рядом. Одним из первых казахстанских экспортёров баранины стала компания «Оптоград» (руководитель — Алмат Берденов). Она занимается экспортом уже более полутора лет и сейчас каждый рейс перевозит уже по нескольку тонн продукции «Оптограда».

—  Сначала  эмиратовский рынок не воспринимал казахскую баранину серьёзно, ставил цену на неё ниже, чем на австралийскую и новозеландскую, — рассказывает Алмасбек Садырбаев (на фото). — Но на сегодняшний день покупатели почувствовали разницу между качественной казахской бараниной и промышленной бараниной из Австралии и Новой Зеландии. Поняли, что по вкусовым параметрам, по органолептике казахская баранина гораздо выше качеством. Она максимально приближена к органической продукции. Теперь ОАЭ платит за нашу баранину даже чуть больше, чем тем же австралийцам и новозеландцам.

Действительно, в ближневосточных странах очень ценят казахстанскую баранину, оценивая её как продукт премиального класса. Благодаря богатым пастбищным угодьям у наших животных имеется прекрасный рацион для питания. Кроме того, наши мясоперерабатывающие предприятия производят убой в соответствии с требованиями «Халал», что немаловажно для мусульманского мира, в меню которого баранина преобладает.

 

Скот не на продажу

Понятно, что баранина в любом виде — очень привлекательный продукт для экспорта. Особенно привлекательны продажи живого скота. Однако именно в случае с ОАЭ есть важное позитивное отличие рынка — страна предпочитает забирать казахстанскую продукцию только мясом. Это отличает Эмираты от рынков Узбекистана и Ирана, пытающихся забрать товар живым скотом.

— Разумеется, все страны хотели бы покупать живой скот, — отметил Алмасбек Садырбаев. —  Однако нам нельзя этого позволять, нам это невыгодно. Да, у нас везде прописано, что мы вправе отправлять на экспорт только мужскую особь, но на деле происходит по-другому — вместе с баранами у нас отправляются и ягнята, и маточное поголовье. Скажу больше, пообщавшись с коллегами в Узбекистане, меня ввели в курс, что узбекское правительство занимается большим протекционизмом своего внутреннего фермера. Не важно, какой скот пересекает границу Узбекистана — дальше узбекская таможня, пограничники закрывают глаза — самцы это, самки или ягнята. Потому что узбекский рынок испытывает огромный дефицит животного белка. Им приходится идти на такие шаги. Разумеется, они закупают скот не просто для откорма, а для дальнейшего воспроизводства. Для этого нужно маточное поголовье. Сколь ни прискорбно, у нас в стране до сих пор есть лоббисты, продвигающие интересы Узбекистана в этом плане.

 

Баранина по 5000 тг за кило

Вывоз живого скота эксперт называет главной причиной повышения цены на баранину внутри страны.

Цена на баранину выросла именно тогда, когда начали вывозить живой скот. У нас уже вывозят ягнят и репродуктивное маточное поголовье, как МРС, так и КРС, — говорит Алмасбек Садырбаев. — Основное поголовье МРС у нас находится в южном регионе. Это Туркестан, Жамбылская область, Алматинская область и ВКО. Оттуда, как огромным насосом, высасывается живой скот. Я уже говорил, что поддержка вывоза живого скота — это поддержка удорожания мяса на внутреннем рынке, свидетелями этому мы сейчас и являемся. Баранина на внутреннем рынке подорожала не внезапно, мы это  ожидали и предсказывали. Скажу больше, если господин Смаилов (Алихан Смаилов, первый вице-премьер Казахстана. — Ред.)  не отменит предыдущее решение и не введёт полный запрет на вывоз живого скота, то стратегическая и продовольственная безопасность страны под угрозой. За что отвечает лично господин Смаилов. С его подачи разрешили вывоз живого скота, поэтому мы знаем, кто ответственен за происходящее. Думаю, что и этот человек, и Правительство в целом должны занять другую позицию, запретить вывоз живого скота. Иначе к следующей весне цена мяса может выйти на уровень — 5000 тенге за кг.

К этому развитию событий может привести не только вывоз живого скота как таковой, но и сопутствующие обстоятельства. Например, то, что происходит сейчас на западе и на юге: засуха, подорожало сено. Велика вероятность, что фермеры по бросовой цене будут избавляться от скота, но после этого наступит период, когда потребуется мясо для внутреннего рынка, а его просто негде будет взять.

 

Выгоды овцеводства

Однако не стоит сосредотачиваться лишь на негативе, поскольку в казахстанском овцеводстве есть и ряд позитивных моментов. Главным образом то, что отношение к этой отрасли изменилось. Огромные перспективы овцеводства сегодня увидели все —  и Правительство, и Министерство сельского хозяйства, и сами фермеры.

Мы ушли от заблуждения, что нужно развивать только КРС, а именно «ангусоводство». Поняли, что это не совсем рентабельно и эффективно, — уверен Алмасбек Садырбаев. — Всем стали известны рейтинги эффективности Всемирного Банка, в которых овцеводство стоит гораздо выше КРС. Фермеры это поняли, но из-за вышеописанных мной условий у казахского фермера нет сейчас запаса кормов, нет нормальных субсидий и кредитов. Когда узбекское правительство снабжает своих фермеров кредитами под 4% и берёт в залог тот же живой закупаемый скот, наше Правительство через «КазАгро», через фонд «Байтерек» продолжает финансировать местных фермеров под 14-16%, а то и выше. То есть мы оказываемся неконкурентоспособными с братьями-узбеками. Это большая проблема.

А так, всем уже известно, что овцеводство — это тот Клондайк, на который в будущем будет опираться экономика страны. Так происходило тысячи лет. Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Многие эксперты уже уверены, что нефтяная эра окончится не из-за того, что кончится нефть, она закончится раньше потому, что активно войдут в жизнь альтернативные источники энергии. Если мы и дальше будем болеть «голландской болезнью” нефтяной независимости, это ни к чему хорошему не приведёт. Страна всё равно придёт к агроотрасли, к животноводству, но жаль, что будет уже поздно, тогда мы уже не сможем догнать тот же Узбекистан. Даже на настоящий момент поголовье овец там гораздо выше, чем в Казахстане. Нужно это признать и искать кратчайшие пути выхода из данной ситуации.

 

Стабильная агрополитика

Роль государства в этом вопросе, по мнению эксперта, заключается в создании грамотной, а главное — стабильной, аграрной политики — то есть системы кредитования, субсидирования, развития аграрной отрасли в целом, и животноводства в частности.

— «Если фермер умрёт сегодня, то государство умрёт завтра», — так говорил Рузвельт, если не ошибаюсь, — цитирует Алмасбек Садырбаев. — Для обеспечения налаженного сбыта нашей продукции МСХ РК необходимо, вкупе с Министерством торговли, развивать старый, многими уже позабытый способ — потребсоюзы. Заготовка, хранение и реализация. Это всё нужно систематизировать. Бахыт Султанов, министр торговли, пытается что-то делать, но как-то это всё очень долго происходит, видимо, много противников. Вместе с потребсоюзами, хранением нужно развивать сельхозкооперацию, потому что основное поголовье скота, основное производство продукции всё-таки приходится на личные подсобные хозяйства. Их нужно систематизировать, объединять, финансировать, вооружать — и дальше двигаться именно путём кооперации. Ещё раз отмечу, Президент в каждом своём Послании говорит о развитии сельхозкооперации, но почему-то это всеми игнорируется. А это большая проблема, её нужно решать.

Андрей Гончаров

eldala.kz