В Казахстане истек срок квотирования на вывоз бычков и баранчиков. При этом многие фермеры были недовольны распределением квоты, когда количество животных к вывозу не зависело от мощностей предприятия. Мясной союз Казахстана предлагал учитывать данный показатель при распределении квот, однако это так и не было сделано.
Сегодня, 2 июня, Минсельхоз сообщил, что планирует продлить запрет на вывоз с территории Казахстана маточного поголовья КРС и МРС на полгода. В отношении бычков старше 12 месяцев и баранчиков старше 6 месяцев на этот период будут введены количественные ограничения по вывозу.
Соответствующие проекты приказов находятся на согласовании госорганов.
«Данные меры необходимы, в первую очередь, для развития животноводческой отрасли страны. В частности, ранее действовавшие аналогичные запреты позволили достичь динамики в росте численности маточного поголовья по всем видам скота. На 1 января 2023 года поголовье КРС увеличилось на 2,5%, что положительно сказалось на обеспеченности внутреннего рынка мясом. Также выросли объемы переработки мяса на 7,7%, до 176,7 тыс. тонн», — отметили в Минсельхозе.
Кроме того, в ведомстве рассказали о мерах, направленных на государственную поддержку животноводства. За последние пять лет было выделено 556 млрд тенге, из которых 211 млрд тенге направлено на развитие мясного скотоводства. В настоящее время запланированы некоторые изменения в правилах субсидирования отрасли. В ведомстве предлагают исключить два направления из семи, действующих в мясном скотоводстве.
Будет отменено субсидирование содержания племенного быка-производителя (аренда быков и баранов-производителей) и приобретение импортированного маточного поголовья КРС, соответствующее породному происхождению. В 2022 году доля этих видов в общем объеме субсидирования на мясное скотоводство и овцеводство составила 4,1%, или 2,4 млрд тенге.
При этом в Минсельхозе заверили, что в целом объемы финансирования племенного дела в животноводстве остались неизменными. И потери субсидий по этим двум направлениям можно восполнить за счет других инструментов поддержки.
В правилах инвестиционного субсидирования исключено строительство новых откормочных площадок для КРС, так как на сегодняшний день средняя заполняемость действующих составляет около 40%. Кроме того, исключается норма по субсидированию стоимости передвижных вагончиков по причине высоких коррупционных рисков данной нормы.
На сегодняшний день проекты правил субсидирования находятся на согласовании в государственных органах и в ближайшее время будут утверждены.