О передовом опыте в молочной отрасли Казахстана команде портала ElDala.kz в рамках АгроКаравана помогает рассказывать Республиканская палата молочных и комбинированных пород КРС. Мы поговорили с ее директором Азаматом Сагинбаевым о том, что сегодня помогает, а что сдерживает выход Казахстана на самообеспеченность молоком. Ведь не секрет, что Минсельхоз РК оценивает дефицит молока собственного производства в стране в 500 тыс. тонн в год.

Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:

— Основная функция палаты — это координация селекционно-племенной работы и создание племенной книги племенных животных, — рассказал Азамат Сагинбаев. — То есть мы сегодня ставим задачу, чтобы племенная продукция, выращиваемая в Казахстане, была конкурентоспособна на внешнем рынке. Да, сегодня случилось так, что у нас большая импортозависимость по племенным животным. Но я уверен, что в случае реализации оптимистичного сценария нам достаточно около пяти лет, чтобы полностью уйти от импортозависимости.

— То есть не завозить поголовье?

—  Да, и более того, мы ставим амбициозную задачу, чтобы наша продукция уже пошла на экспорт. Наш молодняк должен продаваться за рубеж, но для этого он должен быть признан.

— Для этого и нужно грамотно всю селекционно-племенную работу отстроить.

— Для признания на международном рынке мы должны работать по тем передовым законам, которые уже есть. Нам не нужно изобретать свой велосипед. Уже давным-давно сложились практики, как это делается в мире. А именно: племенная ценность животного определяется по индексам. В мире эта система используется с 50-х годов прошлого века. А мы только сейчас переходим на это.

Для того, чтобы перейти на индексную оценку, нужна целая система селекционно-племенной работы. Должны быть и независимые бонитеры (классификаторы). Сегодня в палате есть сотрудники, которые прошли обучение по методике Международной ассоциации голштинов в Канаде и Германии.

Должны быть и независимые молочные лаборатории для того, чтобы определять качество молока. Определяется содержание в продукте жира и белка, а также содержание соматических клетов, что показывает устойчивость к маститам, а это — важный селекционный показатель.

Лаборатории у нас в Казахстане есть, но, во-первых, они не аккредитованы ICAR, во-вторых, относятся к разным юридическим лицам. Сегодня работа палаты в этом направлении заключается в том, чтобы лаборатории прошли аккредитацию в ICAR и чтобы они входили в единый реестр. Тогда уже можно будет говорить о каких-то системных вещах.

Потом все эти данные заносятся в информационную систему, в том числе родословная, дата отёла, зоотехнические показатели и так далее. И на их основе уже рассчитывается индекс племенной ценности. Когда это будет сделано, мы сможем каждое животное сравнить в целом с популяцией в республике и вывести рейтинг.

Сейчас палата проводит разъяснительную работу об этом среди фермеров. Все должны понять, для чего это нужно. Также идет построение самой системы. На сегодня пока ее еще нет.

— А когда система появится, любой покупатель, в том числе из-за рубежа, сможет зайти в нее, увидеть параметры скота и сделать выбор в пользу его покупки в Казахстане?

— Да, конечно. И самое главное, он сможет доверять внесенным в систему данным. Потому что пока проблема недостоверных данных у нас стоит очень остро. Практически никто не верит тому, что о своем скоте сообщают продавцы — объем удоев и так далее. А когда появится система, там все будет прозрачно и подконтрольно. И появится уверенность, что данные в племенных свидетельствах соответствуют действительности.

— Эту работу вы проводите с мелкими, средними, крупными хозяйствами?

— Работу проводим со всеми, кто хочет этим заниматься. Мы никого не заставляем. Если заводчик недобросовестный, если он дает неверные данные, у кого работают быки, у кого нет учета в родословной, — таких не заставляем. Мы сосредоточены на тех, кто хочет заниматься производством качественной племенной продукции.

— Если говорить о качестве молока: основной его объем у нас сегодня  производится в ЛПХ. И не секрет, что это молоко не укладывается в техрегламенты ЕАЭС. Казахстан уже получал отсрочку, сейчас ее вновь продлили. Но, тем не менее, когда-то наступит конец, и нам придется прийти к соответствию. Насколько я понимаю, сделать это возможно только в рамках крупных  сельхозпредприятий. 

— Абсолютно верно. Молоко, которое сегодня получают в личных подсобных хозяйствах, во-первых, некачественное. Во-вторых, цифры по объемам производства, которые приведены в органах статистики, не соответствуют действительности. Потому что столько молока там просто нет. Да и вообще, как точно посчитать, сколько молока призведено в ЛПХ? Это же практически невозможно. Да, есть методология, но у нее же очень большая погрешность.

Поэтому на сегодняшний момент развитие молочной отрасли Казахстана связано только с развитием крупных товарных производств. Можно привести в пример ИП «Абдрахманов», который начинал с несколькоих коров, а сегодня ферма расширилась до нескольких сотен голов, и есть планы дальнейшего роста. Потому что чем больше ферма, тем выше рентабельность и конкурентоспособность бизнеса.

— То есть можно сказать, что нынешняя система господдержики, которая направлена именно на стимулирование укрупнения хозяйств, она правильная?

— Да, эта система работает. Если посмотреть на программу, которую финансирует Минсельхоз РК, то там просто не хватает средств. А заявки идут и идут. Потому что фермеры хотят расти, расширяться. Увеличивается число желающих заниматься этим бизнесом. Если раньше в молочную отрасль шли неохотно, то сегодня у людей есть и знания, и желание, и все возможности.

Поэтому мы и думаем, что в ближайшие 5-10 лет Казахстан выйдет на самообеспеченность молоком.

— Теперь  главное, чтобы в новой программе развтия АПК РК, которая сменит действующую, сохранился вот этот акцент на молочном животноводстве, и чтобы субсидии и все инструменты господдержки никуда не пропали.

— Конечно. Сегодня все диванные и недиванные критики говорят, мол, «где молоко, мы сколько субсидируем молочные товарные фермы, а эффекта нет».

На самом деле эффект есть, развитие есть. Люди идут в этот бизнес, улучшаются показатели, растут удои. И уже есть качественный молодняк на продажу. Улучшаются агротехнологические приемы, менеджмент. И те хозяйства, которые сегодня включены в палату, они  довольно-таки динамично развивающиеся.

И нужно признать, что импульс развитию молочной отрасли придала именно грамотная система государственной поддержки.

— Осталось только пожелать, чтобы государство не отвернулось от этой отрасли.

— Да, опасения есть, потому что в прошлом мы видели, как с приходом нового министра всё меняется. Мы же уверены в необходимости преемственности существующих подходов и сохранения программы развития молочной отрасли.

Сергей Буянов

eldala.kz