Сомнительное решение Минсельхоза РК об открытии экспорта бычков и баранчиков специально для Eldala.kz прокомментировал Алмасбек Садырбаев, эксперт в сельском хозяйстве, председатель национальной ассоциации овцеводов Казахстана Shopan-ata.
— Совершена очередная ошибка в агрополитике, — сказал Алмасбек Садырбаев. — Все сторонники экспорта живого скота аргументируют свою позицию тем, что определенные страны экспортируют живой скот и там все нормально. Из Австралии экспортируют живой скот, из Аргентины и Бразилии экспортируют живой скот. Кстати, там еще нужно разбираться, этот живой скот племенной или неплеменной, в прочих нюансах. Но даже это можно отставить в сторону — давайте просто посмотрим на реальное количество поголовья КРС в перечисленных странах.
Можно было бы ограничить комментарий одним этим слайдом:
Тут ярко видно, что во всех этих странах на душу населения приходится больше одной единицы КРС. То есть все эти страны полностью обеспечивают себя животноводческой продукцией. А посмотрите, что у нас? Полный дисбаланс. На 19 млн населения приходится 7 млн голов КРС! Я уверен, говорил и буду говорить, что наша страна не на 100% обеспечивает себя говядиной. Это нужно признать, хотя даже этого сейчас не делают.
К чему приведет решение об экспорте? Мы потеряем маточное поголовье, поставим под угрозу продовольственную безопасность и перспективы развития. Маточное поголовье — стратегический ресурс, и мы его потеряем. Причем разрешили экспорт в самый сложный период, когда даже внутри страны обеспеченность мясом падает, потому что у нас экстенсивное животноводство, весь скот на пастбищах, и сейчас весь он исхудал. Самое время продавать на внутренний рынок. Но нет, сейчас все у нас выметут соседние страны! Это приведет к тому, что на внутреннем рынке подорожает мясо. То есть нашим гражданам нужно быть готовым к этому уже сейчас.
Опять будет клубок последствий: инфляция, отток ресурсов — как стратегического продукта, так и валюты. Будем больше импортировать некачественного мяса в брикетах, неизвестного происхождения. Это сплошной клубок проблем. И в конечном итоге, если когда-либо у нас государство родит какую-нибудь нормальную программу по финансированию животноводства (то есть будут доступные кредиты), мы не сможем найти и прибрести скот внутри страны. Тогда мы пойдем покупать живой скот в те же самые Узбекистан и Кыргызстан, но уже втридорога. Поэтому очень жаль, что правительство пошло на поводу у агроолигархов, крупных игроков на рынке. Продуктовая безопасность страны под угрозой.
Также Алмасбек Садырбаев предложил интересный вариант для тех, кто принимал решение о разрешении экспорта скота.
— Раз уж эту норму приняли, те, кто ее одобрил, должны и за последствия ответственность нести, — сказал Алмасбек Садырбаев. — Мое предложение такое: если будет выявлен вывоз хотя бы одной единицы маточного поголовья, пусть директор департамента животноводства МСХ, который внес данное предложение, защитил его, представил, подготовил материалы (Еркебулан Ахметов), уходит в отставку. Если две головы маточного поголовья вывезут, пусть уходит вице-министр, который посодействовал принятию закона, если три головы — пусть министр уходит, если четыре – вице-премьер, который курирует данную отрасль. И вот так — вплоть до руководителя правительства. Если все они готовы нести личную ответственность за то, чтобы наше маточное поголовье не было вывезено, тогда я поддержу данный законопроект, несмотря на все его минусы.