Мукомолы Казахстана обращают внимание на то, что зерно отечественных фермеров становится все более дорогим – и все менее доступным. Это заставляет переработчиков обращать внимание на поставки из России.

— Урожай зерна в Казахстане в нынешнем сезоне был низким, и это чувствуется, — рассказала Таисия Колегова, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана. – Предложений немного, поскольку крестьяне уже продали тот объем, который был им нужен для закрытия текущих обязательств. И теперь они придерживают пшеницу, ожидая роста цен в феврале-марте.

На сегодня с места фермеры готовы отдавать пшеницу по 118 тыс. тенге/тонна, и это со складов, которые могут быть расположены в 100-200 км от элеваторов. Таким образом, на переработчика также ложатся транспортные расходы.

При этом, российское зерно, завозимое в Казахстан официально (с уплатой НДС), продается по такой же цене, но зато, это уже сформированная партия, которая вагоном доставляется до пункта назначения.

Что касается сбыта муки, то Узбекистан сейчас берет казахстанскую муку, но в небольших объемах. Ведь узбекам по-прежнему выгоднее покупать в РК пшеницу и перерабатывать самостоятельно.

А вот поставки на крупнейший для отечественных мукомолов рынок сбыта, Афганистан, сдерживает слишком низкая цена. Сейчас покупатели в этой стране готовы предлагать за тонну муки из РК $340 (на станции Сарыагаш, 1 сорт), тогда как с учетом цен на пшеницу зернопереработчикам РК нужна цена как минимум $360, чтобы сохранять рентабельность. Афганцы рассчитывают на гуманитарную помощь, поэтому более высокую цену за казахстанскую муку предлагать не хотят.

При этом, мука из Казахстана вызывает интерес покупателей в Европе, которые сейчас изучают конъюнктуру рынка и просчитывают возможность поставок.

— К нам обратились производители макарон из Польши, — рассказала Таисия Колегова. – Они возят макароны из Европы в Казахстан фурами, и обратно хотели бы грузиться мукой, чтобы не гнать порожний транспорт. Они взяли образцы нашей продукции для анализа, и теперь мы ждем их решения. Надеемся, что с нового года они начнут с нами работать.

Отметим, что в Казахстане в настоящий момент работает порядка 120 мельниц, тогда как потребность внутреннего рынка страны могут закрыть всего 20 мукомольных предприятий.

Сергей Буянов

eldala.kz