Важный новый пункт правил субсидирования сдачи скота фермерами на мясокомбинаты вступил в силу с августа. Теперь, отправляя скот на переработку, аграрии получают 200 тенге на каждый килограмм живого веса. Тогда как до сих пор субсидия полагалась лишь при сдаче на откормплощадку. Таким образом, баланс на рынке восстановлен – откормочники и переработчики уравнялись в возможностях

 

Равные условия

Минсельхозу РК, понадобилось больше года, чтобы избавится от «кривой» схемы господдержки, выстроенной при прежнем руководстве. Она стимулировала экспорт живого скота с откормплощадок, в результате чего по итогам 2019 года за рубеж ушло 156 тыс. КРС и 263 тыс. голов МРС.

Причем, за границу отправлялись живтоные, ранее просубсидированные из бюджета Казахстана якобы для увеличения численности маточного поголовья внутри страны. Например, на каждую импортированную телку выплачивались 225 тыс. тенге.

По факту, госсубсидии служили лишь увеличению прибылей откормплощадок, которые продавали за границу удешевленный скот.

Видя, как разбазариваются миллиарды тенге, выделяемых государством на господдержку отрасли, Минсельхоз РК сначала в августе 2019 ввел запрет на экспорт телок, а в январе 2020 полностью запретил вывоз живого скота. Ведь выяснилось, что ушлые торговцы под видом бычков продолжали вывозить маточное поголовье, подделывая или покупая нужные ветеринарные справки.

Читать по теме: МСХ выявил расхождения в данных по поголовью и исследованиям скота

Самих фермеров сдавать скот на откромплощадки (с которых он и отправлялся за рубеж) стимулировало правило, что они получают субсидию в 200 тенге за каждый килограмм живого веса. То есть, примерно 70 тыс. тенге за бычка. За сдачу скота на мясокомбинаты субсидия не полагалась. В результате невозможности конкурировать с перекупщиками, отечественные заводы были загружены на 30 – 35%мощности. И это притом, что половину колбас и мясных изделий страна импортировала, тратя валюту!

Получалась унизительная ситуация – продавай мясо за границу за копейку, обратно мы покупали колбасу уже за рубль.

Теперь, с вступлением в силу новых правил, в этом смысле условия работы мясокомбинатов и откормплощадок выровнялись. Так что, переработчики ждут, что фермеры охотнее будут работать с отечественными заводами, и объемы производства вырастут.

— Минувшей зимой наше мнение спрашивали, и мы четко написали в Минсельхоз, что необходимо загружать отечественные перерабатывающие предприятия, по доступной цене, — напомнил Талгат Берекешев, учредитель ТОО «Кублей», председатель Наблюдательного совета ОЮЛ Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Казахстана. — Для этого нужно субсидировать фермеров, сдающих скот на мясокомбинаты, так же, как они субсидируются при сдаче на откормплощадки. То есть, мы просто просили равные условия. Тем более, это в принципе неправильно – субсидировать животных, а потом вывозить это удешевленное мясо за границу. Чьи интересы в этом случае защищает государство? Точно, не национальные. Как это возможно, я понять до сих пор не могу, хотя на свете живу достаточно долго.

 

Глубокий передел

Однако, стоило появиться новым правилам, как тут же появились и слухи, что Минсельхоз может отменить мораторий на экспорт скота.

Дело в том, что Китай на приграничной территории построил огромные загоны для приема скота из Казахстана, а также мясокомбинат. Очевидно, у них были какие-то договоренности с прежним руководством МСХ РК и Мясного союза Казахстана о поставках. И теперь китайцы эти договоренности, наверняка, требуют выполнять. Ведь инвестиции в инфраструктуру с китайкой стороны были огромными. Вот местное лобби откормочников и «проталкивает» отмену запрета.

На противоположной стороне – интересы отечественной перерабатывающей отрасли,  а также всего населения страны. Для их отстаивания три десятка крупных мясокомбинатов и создали весной 2019 года Ассоциацию мясоперерабатывающих предприятий Казахстана.

— Пока мы в  перспективах не уверены, — отметил Талгат Берекешев. – Конечно, мы мечтаем, что фермеры почувствуют рост прибыльности благодаря новым правилам. Но как оно будет, непонятно. До нас доходят разговоры, что у Минсельхоза появились планы открыть экспорт живого скота на Китай. Это будет катастрофой для всей перерабатывающей отрасли.

С введением запрета на экспорт живого скота цены стабилизировались, отметил Талгат Берекешев. Потому что сейчас на рынке нет перекупщиков, которые приезжали в страну из-за рубежа и предлагали больше. Так что, цена уже длительное время держится на одном уровне. Сейчас сложился баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.

Читать по теме: ТОП-15 экспортеров казахстанской говядины

Но ведь если экспорт живого скота разрешат, цена мяса в Казахстане автоматически поднимется до таких высот, что простая казахстанская семья не сможет себе позволить купить отечественную говядину. В нынешний период, когда из-за пандемии и карантинных ограничений доходы населения резко упали,  возобновлять экспорт живого скота и провоцировать этим решением рост цен на мясо – это преступление.

— То, что скот остается внутри страны – это правильно, — резюмировал Талгат Берекешев. —  Необходимо перерабатывать сырье на местах и продавать за границу продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это рабочие места и дополнительная налогооблагаемая база государству. Те, кто разрабатывает стратегию экономического развития страны, должны понимать все выгоды глубокого передела. Тем более, в Казахстане умеют это делать – и выращивать, и разделывать, и выпускать полуфабрикаты.

 

Дополнительный доход

Мясокомбинат самого ТОО «Кублей» работает в Уральске. По итогам 2019 года тут было  переработало 4400 тонн говядины (22 тыс. голов крупного рогатого скота). Плюс, 500 тонн баранины.

Что плохо, экспорт свежезамороженного мяса в Китай из Казахстана сейчас разрешен только с четырех отечественных мясоперерабатывающих завода. Это мало, надо открывать экспорт с большего числа заводов. Решение зависит от работы на уровне правительства – Минсельхоза и других министерств.

Еще один вопрос – китайская сторона не разрешает экспорт субпродуктов даже с тех четырех заводов, с которых разрешен экспорт мяса. А это могло бы стать источником дополнительной рентабельности. Ведь субпродукты – это примерно 15% от стоимости туши.

Читать по теме: ТОП-12 экспортеров казахстанской баранины

— Китайцы покупают практически все субпродукты, и по очень хорошей цене, — отметил Талгат Берекешев. — Но только не у нас. Не знаю, с чем связана такая политика. Но нашему правительству нужно было бы поработать и в этом направлении. Печень, почки, сердце, сычуг, рубец и так далее – все это мы могли бы продавать в Китай, получая дополнительный доход. У нас самих культуры потребления этих продуктов нет. Поэтому, спрос невысок. И сейчас нам приходится ставить совсем уж бросовые цены, чтобы внутри страны был сбыт. Но это неправильно, надо искать рынки, где эти продукты ценят.

В настоящий момент ТОО «Кублей» экспортирует переработанную продукцию в Россию, Туркменистан, Кыргызстан. Повышенным спросом пользуются мясные консервы. Особенно сейчас, в период кризиса.

— Это очень высокая добавленная стоимость за счет длинной цепочки переработки, — рассказал Талгат Берекешев. – Субпродукты мы тоже перерабатываем, выпускаем очень хороший традиционный казахский куырдак в виде консервов. Сбыт очень хороший. Например, Туркмения сейчас просит участвовать нас в тендерах. Но мы большой объем им дать не можем – на свой рынок тоже надо работать. А если бы было больше сырья, мы могли бы нарастить производство на 30-40%, и начать активнее работать на тот же Кыргызстан или Туркменистан.
Кроме того, отечественный завод ведет глубокую переработку, выпуская мясокостную муку, она на рынке очень высоко востребована среди птицефабрик. Выпускается технический жир, который пользуется спросом в мыловарении. В стадии реализации проект по переработке шкур скота – на предприятии ждут окончания карантина, тогда приедут итальянцы и запустят цех. Выпускать будут вет-блю, это полуфабрикат из шкуры крупного рогатого скота, на который имеется спрос со стороны производителей обуви и кожгалантереи.

Планы развития

При наличии стабильного спроса переработчики готовы расширяться и дальше, в том числе строить новые заводы. Но для таких инвестиций они должны быть уверены в долгосрочном тренде. И конечно, нужно иметь надежную сырьевую базу. Но с тем, как в агроиндустрии Казахстана сейчас принимают решения, ничего наперед планировать невозможно. Поэтому Ассоциация пишет письма в МСХ РК, озвучивая эти проблемы. И надеется, что при разработке новой программы развития АПК предложения о развитии отечественной сельхозпереработки будут учтены.

По вопросу запрета на экспорт живого скота я высказываюсь однозначно — его необходимо сохранить, — отметила Хадиша Бижан, генеральный директор группы компаний «Бижан». — Учитывая сроки восполнения стада, мораторий необходимо сохранять еще два-три года. В противном случае, профильные отрасли и социальная сфера страны ощутят на себе тяжелые последствия. Поголовье КРС в племенном животноводстве сократится до критической отметки. Мясоперерабатывающие предприятия останутся без сырья и оборотных средств. Вследствие уменьшения объемов производства снизятся налоговые поступления в госбюджет. Мясоперерабатывающие заводы будут вынуждены сократить количество рабочих мест. Из-за дефицита продукции казахстанского производства произойдет увеличение доли импорта, и в итоге продовольственная безопасность страны окажется под угрозой.
Читать по теме: МСХ проинспектирует казахстанских мясопереработчиков для открытия экспорта в Китай

При этом, переработчики видят — действие запрета на экспорт живого скота уже оказывает благотворное влияние на отрасль. Во-первых, отечественные заводы получили возможность обеспечиваться сырьем и производить продукцию по оптимальным ценам. В том числе, компания «Бижан» выполнила свои обязательства по поставкам в рамках продовольственных поясов двух крупных городов республики — Нур-Султана и Алматы.

— Также за счет пополнения оборотных средств мы продолжили реализацию двух важных проектов, — рассказала Хадиша Бижан. — Нам удалось осуществить запуск нового мясоперерабатывающего завода, который открылся в Алматы на территории Индустриальной зоны. И мы завершили проект по созданию в Акмолинской области откормочной площадки на 5 тысяч голов КРС.

Если же запрет на экспорт живого скота будет отменен, все эти положительные подвижки окажутся аннулированы. В том числе, сойдут на нет все усилия, которые государство предпринимало (и  щедро финансировало сотнями миллиардов тенге) для улучшения генофонда КРС и увеличения племенного ядра. И об этом говорит динамика экспорта: если  2018 году из Казахстана было вывезено в живом виде 38 тыс. голов КРС, а в 2019  — уже 156 тыс.

— Из общего количества проданного скота 121 600 голов КРС (78%) было  вывезено в Узбекистан, — пояснила Хадиша Бижан. — Тем самым, Казахстан  собственными руками выращивает себе конкурента на экспортном рынке. Эксперты МСХ РК подсчитали, что, перерабатывая наше сырье, Узбекистан заработал на каждом казахстанском бычке до полумиллиона тенге!  Причем наши соседи получили карт-бланш сразу по нескольким позициям. Перерабатывая сырье из Казахстана,  полученную продукцию с высокой добавленной стоимостью продавали под узбекским брендом. Кроме того, покупая наше маточное поголовье, они наращивали племенное ядро. Тем более, что это направление в Узбекистане сегодня  поддерживается на государственном уровне. Там активно работает национальный проект по развитию животноводства. И что получается? Казахстан субсидирует не только свое племенное животноводство, но и чужое? С той лишь разницей, что у соседей прибывает, а у нас — убывает.

Читать по теме: Мясоперерабатывающий завод «Бижан» расширит продажи в Казахстане и выйдет на экспорт

Что касается утверждений противников моратория на экспорт живого скота, что это ограничивает прибыль фермеров, то тут речь идет о сиюминутной выгоде. Стратегически распродажа сырья (живого скота) – это деградация отрасли, поскольку не происходит качественного роста, не увеличивается рентабельность отрасли и производительность труда. Расти она может только чрез добавленную стоимость.

 

Золотое качество

Компания «Бижан» работает на рынке Казахстана с 1998 года.  Начиналось производство с небольшого цеха по производству колбас в Алматы. Постепенно комбинат расширялся, и к 2020-му году превратился в современный мясоперерабатывающий завод по производству колбасных изделий, мясных изделий и полуфабрикатов. Помимо этого предприятия, в структуру компании входят откормплощадка в Акмолинской области, мясоперерабатывающий комплекс в Кокшетау, где производится убой крупного и мелкого рогатого скота, выпускаются мясные консервы и колбасные изделия, более тридцати фирменных магазинов в Нурсултане, Алматы  и Кокшетау.

Компания «Бижан» обеспечивает работой свыше 400 человек. Кроме того, помогает и развитию фермерских хозяйств.

— Для нас партнерство с фермерами имеет важное значение, — пояснила Хадиша Бижан. — Поэтому мы с радостью восприняли новые правила субсидирования животноводства, утвержденные в Приказе МСХ от 17 июля 2020 года. В частности, о нормативах субсидирования хозяйств, которые реализуют бычков откормплощадкам и мясоперерабатывающим предприятиям — 200 тенге на каждый килограмм живого веса. Считаю, что это новшество сработает в интересах казахстанских фермеров и, в свою очередь, послужит решению нашей проблемы — вопросу обеспечения сырьем.
Продукция компании «Бижан» получала награды на многих казахстанских и международных конкурсах и продовольственных выставках. В 2018 году работа компании была отмечена высшей Президентской Премией «Алтын сапа». Имеет опыт экспорта продукции глубокой переработки, и готова расширять географию внешних поставок.

Выгодный выбор

С тем, что запрет на вывоз живого скота необходимо продлить на ближайшие несколько лет, согласен и Нуржан Бажанов, генеральный директор ТОО «Первомайские деликатесы». Только это позволит решить проблемы с созданием устойчивой сырьевой базы.

— Если скот опять начнут вывозить за пределы Казахстана, то цены на внутреннем рынке будут только расти, что неизбежно повлечет рост цен на конечную продукцию и неблагоприятно скажется на простых гражданах, а также осложнит экспорт казахстанского мяса, — отметил Нуржан Бажанов. — Нужно учесть, что в среднем, загрузка мощностей многих мясоперерабатывающих предприятий составляет менее 50%. Для развития агропромышленного комплекса в целом и в частности животноводческой отрасли, государством затрачиваются большие финансовые средства. Была запущена программа «Сыбаға», фермерам выделяются субсидии. Для чего это делается? Для того чтоб казахстанский скот хорошего качества был вывезен в Узбекистан, Россию и другие страны, а к нам в последующем ввезены импортные колбасные изделия, консервы и прочие мясные продукты? Мы должны стремиться именно к увеличению объема экспорта переработанной продукции уже с добавленной стоимостью.
Компания «Первомайские деликатесы» работает с 2005 года и в настоящий момент имеет два мясоперерабатывающих завода. В Алматинской области это колбасный цех мощностью 3960 тонн в год. В Жамбылской области – комплекс, занимающийся убоем скота и производством мяса различных видов, мощностью 6380 тонн в год.

Читать по теме: Казахстан создал новый канал экспорта пищевой продукции в Китай

Поставки идут не только на внутренний рынок, но и за границу, поскольку «Первомайские деликатесы» — одна из трех компаний Казахстане, имеющих аккредитацию Объединенных Арабских Эмиратов. Также имеется аккредитация Омана, а в настоящий момент ожидается инспекция на соответствие требованиям КНР.

— Что касается фермеров, то их интересы, в случае продления сроков запрета на экспорт живого скота, не пострадают, — резюмировал Нуржан Бажанов. – Ведь Минсельхозом РК приняты новые правила субсидирования животноводства. Согласно им, при сдаче КРС на мясоперерабатывающее предприятие, фермеры теперь будут получать 200 тенге за каждый килограмм живого веса. То есть, фермером стало выгодно вывести «из тени» скот, который раньше продавался за наличные тем же покупателям из Узбекистана. Главное, у них есть выбор – самим откормить свое поголовье и сдать на переработку, или отдать на откормплощадку. Субсидии предусмотрены в обоих случаях.
Сергей Буянов

Источник: eldala.kz