Минсельхоз Казахстан продолжает искать варианты встречных обязательств для фермеров, получающих субсидии. В то время, как эксперты отрасли недоумевают, для чего они нужны в принципе, чиновники аграрного ведомства генерируют все новые предложения, ссылаясь на то, что это требование Минфина. Мол, раз государственные деньги выделяются, то они должны приносить пользу государству в плане обеспечения стабильности цен на продукты питания.

Только с начала декабря аграриям представили уже два варианта встречных обязательств. Первый заключался в том, что фермеров, пользующихся господдержкой,  предлагали обязать реализовывать сельхозпродукцию на внутреннем рынке по фиксированным ценам.

Это предложение Минсельхоза РК порталу ElDala.kz прокомментировал Мереке Исмагулов, животновод из Костанайской области.

— Это же получается возврат в Советский Союз, в плановую экономику, — отметил фермер. – Неужели никто из чиновников не понимает, как на самом деле можно решить проблему сдерживания цен? Для этого нужно увеличить объем производства. Это же основа функционирования рынка! Хотите, чтобы сахар стоил дешево? Его должно быть много. То есть, правительство должно думать о том, как помогать фермерам производить больший объем продукции. А вместо этого оно занимается ерундой, которая приведет к обратному эффекту.

В целом фермер отмечает, что вмешательства государства в бизнес незаконно. А ограничение цен – это самое что ни на есть прямое и грубое вмешательство. В рыночной экономике такого быть не должно. Видимо, в Минсельхозе РК все-таки нашлись грамотные люди, которые быстро отказались от идеи фиксации цен, и внесли новое предложение, которое недавно было озвучено в мажилисе – получателей субсидий обяжут продавать свою продукцию на специальных региональных торговых площадках.

Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев пояснил депутатам, что  получатели субсидий будут ежемесячно выставлять произведенную продукцию на региональную торговую площадку. При этом продукция животноводства должна выставляться примерно равными долями ежемесячно в течение года, а растениеводства – с начала уборки (то есть, с сентября) до конца календарного года.

Мереке Исмагулов обратил внимание на то, что это предложение не проработано, поскольку не учитывает многих нюансов.

— Например, у животноводов есть своя специфика, — пояснил фермер. – Теленок рождается в зимнее время, в декабре-феврале. Забой проводится в полуторагодовалом возрасте. При этом, еще нужно выбрать правильный момент, когда цена на мясо хорошая. Обычно она самая привлекательная в мае, а падает к осени, когда ЛПХ начинают массовый забой перед началом учебного года, чтобы собрать детей в школу. С августа по октябрь цены нет, и забивать скот в это время – это убытки.

Все эти нюансы в системе встречных обязательств нужно прописать и оговорить, считает эксперт. Иначе «загрузка» производителей требованиями приведет к финансовым потерям.

Встречным обязательством, с которым согласен Мереке Исмагулов, должна быть только целевая трата денег, полученных от государства. То есть, если фермер берет субсидии, которые предназначены на производство, условно говоря, 1000 быков, он должен этот скот произвести. Если задача выполнена —  значит, субсидии потрачены по назначению. И никаких других обязательств быть не должно, особенно в плане цены реализации этих быков.

— А вообще, я всегда говорил, что оптимальная схема субсидирования – выплаты на килограмм уже произведенной продукции, — резюмировал Мереке Исмагулов. — Произвел фермер килограмм мяса – получил на него определенную сумму. И все. Никакой коррупции, прозрачный и эффективным механизм стимулирования.

Ввести встречные обязательства планируется в начале следующего года в качестве одного из элементов новой системы господдержки АПК. Однако, времени все меньше, а компромиссный вариант, который бы устроил и производителей, и госорганы, пока нет. На фоне этого появились предложения отложить реформу еще на год, а то и вовсе – до конца действия текущего национального проекта развития АПК, срок которого определен на 2021-2025 годы.

Сергей Буянов

eldala.kz