Во второй день АгроКаравана Мясо 2021 портал ElDala.kz посетил КХ «Жаке». Его откормочная площадка расположена в поселке Уштобе Бухаржырауского района Карагандинской области.

Взлет цен на корма в этом году сильно повлиял на рентабельность животноводства. Цена ячменя выросла до 105 тыс. тенге с прежних 45 тыс., а сено подорожало с 14 до 65 тыс. тенге. «Жаке» производит собственные корма на площади 3 тыс. га. Но на закрытие полной потребности хозяйству не хватило, пришлось закупать дополнительные объемы. Кроме того, придется сократить количество скота на откорме. Если обычно на площадке откармливали 12 тыс. быков в год, то в нынешнем сезоне это будет 4 500-5 000 голов.

«Давайте посчитаем: по средней норме бычок на откорме должен съедать в день 10 кг сена (650 тенге) и 5 кг ячменя (550 тенге). При таких расходах себестоимость одного килограмма мяса — 2200 тенге. И это — только корма, не считая расходов на труд, ГСМ и другие позиции. При этом на внутреннем рынке оптовая цена сейчас находится на уровне 1 750 тенге. Почему это происходит? Большая проблема в том, что в Казахстане на сегодняшний день занижена стоимость мяса. Это происходит из-за того, что сельчане у нас не привыкли считать свой собственный труд», — рассказал  Алмас Сыздыков, советник главы крестьянского хозяйства.

Он отметил, что в нынешнем сезоне у многих сельчан из-за засухи нет сена, а покупать его из-за высоких цен они не могут. Поэтому сейчас идет массовый забой скота, и на рынке большое предложение.

Выгоднее всего продавать покупателям из Узбекистана – они готовы платить 2200 тенге ($5,5). А повысить цены на скот на внутреннем рынке может стимулирование развития внутренней переработки. В частности, открытие мощного современного мясокомбината, способного перерабатывать шкуры, внутренности и другие части туши быка. Все это — дополнительная рентабельность, которая позволяет фермеру получать более высокий доход, не повышая стоимость самого мяса.

«Почему Узбекистан сейчас может давать на скот цены более высокие, чем сложились на рынке Казахстана? Главное — это развитая переработка. Первое — они перерабатывают шкуры и продают их в Турцию. Второе — они продают сбой (внутренние органы) в Китай за очень хорошую цену. И получается, что в Казахстане, продав тушу, мы зарабатываем только на мясе, это в среднем $800 с быка. А узбеки с той же туши получают $1 300. А мы сегодня даже шкуру продать не можем и вынуждены ее выбрасывать. Потому что после того, как был введен запрет на экспорт шкур, торговые связи были разрушены и до сих пор не восстановились, хотя запрета уже нет. А наши предприятия внутри страны предлагают на шкуры такую низкую цену, что она не окупает даже затрат на ту соль, которую мы используем для консервации», — отметил Алмас Сыздыков.

Если в стране появятся современные мясокомбинаты, которые смогут наладить все эти процессы, плюс если откроются внешние рынки для сбыта и шкур, и сбоя, то цена на скот вырастет и на нашем рынке, без роста цен на мясо. Выиграют все — и фермеры, и население.

Отметим, партнером АгроКаравана стала компания KazBeef – вертикально интегрированный холдинг по производству мраморной говядины, входящий в структуру компании Kusto Agro.

eldala.kz