В прошлом году знаменитая казахская белоголовая порода перешагнула 70-летний возраст. Однако из-за карантинных ограничений торжественные мероприятия перенесли на нынешнюю осень: в рамках выставки KazFarm/KazAgro с 20 по 22 октября они пройдут в Нур-Султане (компекс EXPO) и образцовых хозяйствах Акмолинской области.

Юбилей акбас встречает в хорошей форме. Поголовье приближается к полумиллиону, а спрос на молодняк превосходит предложение. При этом потенциальные клиенты на покупку племенного казахстанского скота есть по всему миру, включая Аргентину.

О перспективах акбаса порталу ElDala.kz рассказал Даурен Матакбаев, исполнительный директор Республиканской Палаты казахской белоголовой породы.

 

Английские предки

Официально казахская белоголовая порода была зарегистрирована в 1950 году после 20 лет сложнейшей работы, в которой принимали участие  селекционные центры Оренбургской области и Западного Казахстана. Основу породы составили 850 быков породы герефорд, привезенные в СССР из Англии и Уругвая. В течение 20 лет шло поглотительное скрещивание с аборигенным скотом Казахстана, благодаря чему и удалось создать породу, сочетающую отличные мясные характеристики с устойчивостью к суровым климатическим условиям и неприхотливостью в содержании и кормлении.

— История любой породы — это в первую очередь история людей, которые ее создавали, — рассказал Даурен Матакбаев (на фото). — Если животноводы любят свою работу, то развивается и порода, и вся отрасль.  В целом можно вспомнить, что до распада Советского Союза было несколько попыток перевести породу в сторону молока из мяса. Но, в конце концов, она всё-таки была определена как мясная. И к концу 1991 года на территории  Казахстана насчитывалось более 1,5 млн голов этой породы. Свое первоначальное распространение она получила на западе и востоке Казахстана. Есть очень много племенных заводов, которые существуют с тех пор.  Некоторые из них сменили названия, а некоторые, наоборот, возвращаются к своим историческим названиям.

По факту казахская белоголовая порода была распространена на территории всего Советского Союза. Это Россия, Узбекистан, Кыргызстан, а также в Монголии и некоторых других странах.

К сожалению, в Казахстане акбасу пришлось пережить тяжелые времена. Цифры красноречивы: если в 1991 году поголовье составляло 1,5 млн, то к 2010-му оно сократилось до 75 тыс. Спустя 10 лет активной работы по возрождению животноводства страны на 2021 год поголовье насчитывает более 470 тыс.

— Мы приближаемся к полумиллиону голов,  работа впереди еще большая, — отметил Даурен Маткбаев. — Республиканская палата казахской белоголовой породы на сегодня объединяет более 525 хозяйств. В 2019 году, когда меня пригласили сюда из Палаты герефорд, тут было 270 членов. Росту помогают и административные рычаги, и маркетинговая работа.

Если говорить о тех хозяйствах, которые занимаются именно разведением племенных акбасов, то сегодня их более 15 тыс. во всех уголках Казахстана. Это самая многочисленная порода в стране, а число участников Палаты казахской белоголовой превышает число всех остальных породных ассоциаций вместе взятых, включая и молочные.

— У нашего народа с акбасом связаны определенные патриотические чувства, — считает Даурен Матакбаев. — Это единственная порода, которая даже в советское время получила название «казахская». Это накладывает определенную ответственность на всех нас, современников. Да, мы ее едва не потеряли, но потом началось возрождение. И тут надо сказать спасибо Асылжану Мамытбекову, который в должности министра сельского хозяйства провел реформу, создав республиканские палаты пород. Это позволило вести консолидацию фермеров. Нам сейчас страшно завидуют коллеги из России, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, где все осталось так же, как хорошо и правильно работало в плановой экономике, но не оправдывает себя в условиях рынка.

К тому же мировой опыт показывает, что племенное животноводство в основной массе уверенно себя чувствует не в рамках крупных холдингов, а в небольших хозяйствах, с численностью скота до 250 голов. Кстати, в этом особенность акбаса в Казахстане — в стране нет заводчиков, которые бы в рамках одного хозяйства объединяли более 3 тыс. голов.

 

Преимущество акбаса

Отличительные особенности у акбаса ярко проявили себя в нынешнем году, в условиях засухи и бескормицы в ряде регионов. Адаптированный к жестким условиям скот даже на скудных пастбищах продолжал набирать вес, обходясь без дополнительной подкормки.

—  Как я уже говорил,  в основе казахской белоголовой породы лежит генетика герефорда, — напомнил Даурен Матакбаев. —  Это британская порода, которой более 280 лет, она на 30 лет старше еще одной популярной породы, ангуса. Поэтому визуально для людей, которые не занимаются животноводством, герефорд и акбас могут показаться одинаковыми. Действительно, визуально сходств много — красная масть, белая голова, белые подгрудок, носочки, кончик хвоста, розовое носовое зеркало.  Так же, как и у герефорда, у казахской белоголовой есть и комолый тип, и рогатый.

Но при этом есть отличия. В частности, акбас уступает герефорду по скороспелости, по набору массы к определенному возрасту. Но при этом есть неоспоримые преимущества, которые создают уникальный баланс, идеально подходящий для условий Казахстана. Это выносливость, приспособляемость к условиям кормления. Даже на скудных кормах, на сене и соломе, без дополнительного рациона казахская белоголовая порода проявляет себя удивительно хорошо. И нынешний сезон это показал.

— Для профессионалов все это был известно заранее,  — отметил Даурен Матакбаев. — Не надо загонять кого-то в экстремальные условия, чтобы понять:  организм спортсмена или военного лучше справится с нагрузкой, если сравнить с людьми. Именно потому, что у казахской белоголовой породы есть определенные преимущества по выживаемости, приспособляемости, выносливости,  наши фермеры не заморачиваются такими вещами,  как составление сложного рациона, заготовка силоса и сенажа. Достаточно соломы, сена, минералов или соли. И при всех этих  условиях экономическая эффективность содержания акбасов вполне оправдана. Потому что у них, может быть, привесы ниже, зато расходы на содержание тоже меньше.

Сейчас можно объехать самые жаркие места нашей республики, самые засушливые, и гарантированно казахская белоголовая порода даже днем, в самое пекло, будет пастись на тех  пастбищах, которые есть. Да, для нее такие условия — тоже стресс, но ее реакция на эти моменты гораздо стабильнее. Это и есть основное преимущество акбаса.

 

Цена генов

Республиканская палата казахской белоголовой выстраивает стратегию дальнейшего развития породы и, самое главное, сохранения ее генетического потенциала. В этом вопросе все не так просто. Дело в том, что в стране появляются передовые хозяйства, которые отстроили систему кормопроизводства и теперь хотят, чтобы содержащийся у них скот подтягивался по мясным качествам к тем же герефордам. С одной стороны, это хорошо. А с другой — грозит потерей сильных сторон акбасов.

— Инфраструктура этих хозяйств готова обеспечить новый уровень кормления и содержания скота,  и они хотят получать соответствующую отдачу по весу, — рассказал Даурен Матакбаев. — Но дело в том, что возникнет определенный дисбаланс — данные животные станут  более критически относиться  к  тем периодам времени, когда кормов не будет достаточно. А поскольку все-таки 85% членов палаты эту породу выбирают ради того, что она неприхотлива, ради того, что она прощает некоторые ошибки при выращивании, нам нужно сохранить эти ее качества. А если содержать скот в идеальных условиях, молодняк эти характеристики растеряет. Это тот же самый принцип, когда мигранты переезжают в новую страну, и их дети, которые уже родились и выросли в новых условиях, очень сильно отличаются от сверстников в прежнем государстве.

Конечно, с течением времени трансформация породы возможна. Но это станет оправдано не ранее, чем через 10-20 лет, когда на новый уровень кормопроизводства выйдет большая часть животноводческих хозяйств страны.

А пока скот содержится в основном на свободном выпасе весь бесснежный период (а в южных регионах круглый год), выносливость остается наиболее востребованной характеристикой породы.

 

Свежая кровь

До прихода в Палату казахской белоголовой Даурен Матакбаев 8 лет работал в Палате герефорд, посетил много стран, познакомившись с технологиями выращивания. И благодаря этому опыту может сравнивать подходы в работе не только казахстанских животноводов, но и США, Канады, Австралии и так далее.

— К сожалению, наша наука в селекционной работе очень сильно отстает от соседей, — отметил Даурен Матакбаев. — Учитывая это, в 2019 году я предложил  совету  директоров проект по созданию современных  испытательных станций. Она была создана, и сейчас мы на ее базе отбираем тех животных, которые потребляют меньше кормов, но дают более высокие привесы. Приведу такой пример: весь мир идет к экономии топлива. Даже 300-й Land Сruiser вышел с объемом двигателя 3,5 литра, но при этом мощность у него возросла.  Так и в животноводстве: поскольку корма  — это 70% всех затрат,  мы ищем в казахской белоголовой породе такую генетику, которая при меньших затратах дает максимальный эффект.

По отчетам компании «Vytelle», чью технологию палата и внедряет, если на такую генетику перевести все поголовье, то экономия по всем направлениям составит 10-12%. И еще один большой плюс — выбросы в атмосферу аммиачных газов тем ниже, чем выше конверсия корма. Это сейчас очень актуальный вопрос.

 

Таким образом и строится работа по улучшению сильных качеств казахской белоголовой породы. Идеала не существует, поэтому и нужно проводить усиление генетического  потенциала. Первый способ — уже озвученный отбор наиболее перспективных особей — отбор наиболее песпективных животных на испытательной станции. Второй, более быстрый (но и более сложный) — прилив крови породы герефорд.

— Конечно, тут нужно быть очень осторожным, — отметил Даурен Матакбаев. — Когда я еще работал в Палате герефорд, ко мне часто обращались заводчики акбаса с просьбой подобрать семя быков породы герефорд, чтобы они могли прилить кровь более высокорослых, более растянутых животных. Это правильный и хороший способ улучшения генетики, но он должен делаться с пониманием. А если этим баловаться без разбора, то можно потерять те гены, которые в казахской белоголовой остаются от аборигенного скота и отвечают за сильные стороны акбаса.

Конечно, для кого-то превратить свой скот в герефорда может быть самоцелью. Но в таком случае и называться потом он уже должен не акбасом, а каким-то казахским герефордом. И такие примеры уже есть. К сожалению, данный вопрос пока в законодательстве четко не прописан, и его решение приходится откладывать.

А пока Палата казахской белоголовой породы предлагает внедрить разделение всех хозяйств на четыре основных класса. И только первый класс хозяйств под руководством специалистов палаты будет иметь право приливать кровь породы герефорд. Таких хозяйств сейчас около 40, у них идеальная кормовая база, налажен первичный учёт и есть все другие данные для грамотной селекционно-племенной работы.

Остальные хозяйства смогут использовать ту генетику, которую будут получать передовые заводчики.

 

Эффект субсидий

Вопрос о том, достаточен ли сейчас уровень господдержки племенного животноводства, Даурен Матакбаев считает сложным. Ведь у всех хозяйств разные задачи, разные потребности, разный уровень рентабельности.

— Кто-то доволен, зарабатывая 100 тысяч тенге, а кто-то недоволен, зарабатывая 100 миллионов тенге в месяц, — отметил Даурен Матакбаев. — К сожалению, опыт показал, что уровень господдержки не играет решающую роль в стабильном развитии.  У нас были области, такие как Актюбинская или Северо-Казахстанская, которые в свое время, помимо положенных во всех регионах 20 тыс. тенге субсидий на голову для племенной работы, получали еще по 100 тыс. тенге. Но честно скажу вам, никакого вау-эффекта я там не заметил. Не было никакого принципиального изменения ни самих хозяйств, ни животных. Все эти деньги направлялись не по назначению, потому что сам механизм расходования не был оговорен.

При этом отменять господдержку — тоже не выход. В последнее время государство животноводов субсидиями и так не балует: в прошлом году те 20 тыс. тенге на племенную работу (которые были установлены еще в 2012 году) были «порезаны» до 15 тыс. тенге. И это при том, что расходы растут каждый год — от роста цен на ГСМ до введения утильсбора.

Наряду с этим для фермеров основной проблемой остается то, что условия предоставления даже этой минимальной поддержки каждый год меняются. Это не позволяет строить долгосрочные планы. На самом деле правила должны разрабатываться на долгий период и оставаться в силе, несмотря на смену министров и каких-то приоритетов.

— В своем Послании народу Президент Токаев этот пункт отдельно подчеркнул, и я, как и все фермеры, готов под ним подписаться, — отметил Даурен Матакбаев. 

 

Акбас на экспорт

Тем не менее в засушливости нынешнего года можно найти и плюсы для заводчиков акбаса. Они в том, что сама природа показала преимущества этой породы, и это подстегнуло спрос на нее. Причем не только внутри страны — даже в такой стране, как Аргентина, одном из лидеров мирового мясного животноводства, есть желающие закупить генетику акбаса.

— Вообще,  у нас в Казахстане страшный дефицит казахской белоголовой породы, — рассказал Даурен Матакбаев. — Маточного поголовья не хватает всем желающим даже внутри страны. Также к нам  приходят запросы на приобретение генетики из  Монголии, Узбекистана, Кыргызстана, Уйгурского автономного округа Китая, где есть акбасы. В Аргентине несколько фермеров, наших друзей, заинтересованы тоже, чтобы эта генетика в виде семени или эмбрионов попала к ним. Да, это один из мировых лидеров, но дело в том, что у них есть их так называемый пампас, засушливые регионы со скудными пастбищами, напоминающие наш Южный Казахстан. Скот известных мировых пород там чувствует себя недостаточно адекватно, а вот акбасы были бы там как дома.

Аргентинские фермеры хорошо знакомы с Казахстаном, приезжают сюда на протяжении 10-15 лет и успели познакомиться с породой. Палата казахской белоголовой понимает всю ответственность, поэтому не спешит отправлять материал. Нужно пройти подготовку и потом уже выполнить заказ.

 — Наша цель — реализация готового высококачественного генетического продукта, — отметил Даурен Матакбаев. — В прошлом и нынешнем годах мы на племенной станции «Асыл тулик» обновили наших быков. Палата сама закупила их у фермеров по справедливой цене и поставила на станцию. И то семя, которое там будут откачивать, сначала пройдет полную проверку. И при соответствии параметрам качества оно пойдет на экспорт.

И даже если продажа материала акбаса за рубеж не принесет больших денег, для имиджа страны, ее животноводства это станет большим плюсом. Параллельно ведется работа по созданию Международной ассоциации казахской белоголовой породы. Кроме Казахстана, в нее войдут Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Монголия, Китай. В будущем — и Аргентина.

— Также и страны Африки, которые испытывают проблемы с генетикой КРС,  будут заинтересованы в материале акбаса, — резюмировал Даурен Матакбаев. — Да, мы молодая порода, но нам есть чем похвастать. И если мы продолжим развиваться, то в течение 10 лет добьемся того, что за генетикой акбаса будут приезжать из самых разных регионов мира.

Сергей Буянов

eldala.kz