Еще десять лет назад за правильный стейк в казахстанском ресторане надо было выложить $100. Сегодня он стоит $10. А все потому, что если раньше мраморное мясо приходилось везти из Австралии, то сегодня появились отечественные производители премиальной говядины. Такие, как компания KazBeef. С ее работой команда портала ElDala.kz познакомилась в пятый день «АгроКаравана Мясо 2021», приехав в Акмолинскую область.

Компания KazBeef — это вертикально интегрированный холдинг, каждая структура которого поддерживает другую. Центральная часть всей конструкции — откормочная площадка, расположенная в селе Малика Габдуллина. Фермеры Акмолинской области и соседних регионов привозят сюда на откорм свой скот. При этом на племрепродукторе KazBeef LTD те же самые фермеры могут брать в аренду или покупать племенных бычков для улучшения характеристик своего стада. Это позволит выращивать более крупный товарный скот — а значит, больше зарабатывать.

Для обеспечения кормами и откормплощадки, и племрепродуктора в структуре холдинга работает растениеводческое подразделение, компания KazGrain Feeders. Её успешная работа — залог того, что кормить скот будет экономически выгодно при любых ценах на корма и фураж. И нынешний год это очень хорошо показал.

Ну, а уже откормленный скот попадает на убой и разделку на мясокомбинат KazBeef Processing. Отсюда готовая продукция отправляется в торговые сети и рестораны Казахстана, а также Дубая, Узбекистана и России. Пока экспорт ведётся только в эти государства, но есть планы расширения присутствия на внешних рынках.

У истоков основания компании KazBeef  стоял, и по сей день является ее генеральным директором Бейбит Ерубаев (на фото), один из наиболее авторитетных экспертов в мясной индустрии страны, который был непосредственным участником ее формирования, начиная с 2010 года. Этот год стал как моментом создания компании, так и точкой старта Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС, который заложил основу формирования современной мясной отрасли.

— За те 11 лет, которые прошли с тех пор, Казахстану в мясной отрасли  удалось сделать очень многое, — сказал Бейбит Ерубаев. — Ведь практически в 2010 году мясного животноводства в стране не существовало, и программа оказалась очень своевременной. Благодаря ей мы в компании KazBeef за короткий период сумели выстроить вертикально интегрированное производство с применением самых передовых технологий. В США, в Канаде такое развитие заняло намного более длительный период времени. А мы словно бы от эры обычных телефонов сразу перешли к смартфонам. Помог трансферт американских технологий, нам не пришлось проходить этот тернистый путь самостоятельно. Понятно, что  еще есть над чем работать и работать, но направление выбрано правильное.

То, что KazBeef развивался по уже работающим в Америке технологиям, совсем не значило, что путь был легким. Преодолевать пришлось очень много сложностей, и в конечном итоге новый импульс предприятию придала компания Kusto Group Еркина Татишева, которая приобрела KazBeef в 2018 году и вложилась в ее дальнейшее развитие.

 

Премиальный сегмент

Одним из главных результатов десяти лет реализации мясного проекта стало увеличение доли племенных животных. Важно это было потому, что доля племенного скота в Казахстане в 2010 году составляла 2% при среднемировной норме в 30%. В том числе и сам проект KazBeef начался с завоза из Северной Америки 3 600 голов племенного скота — ангусов и герефордов.

Предполагалось, что репродуктор начнет реализацию фермерам племенного молодняка. Однако вскоре выяснилось, что спроса нет — фермеры с недоверием отнеслись к заокеанской экзотике. В результате KazBeef пришел к необходимости сначала создать собственную откормплощадку, чтобы откармливать молодняк, не находящий спроса как племенной скот.

А после того как отечественные мясокомбинаты отказались делать наценку за премиальность продукта, KazBeef завершил цикл созданием собственного мясокомбината.

Таким образом, KazBeef стал мини-моделью того, во что должна превратиться вся мясная индустрия Казахстана, чтобы встать на ноги и потянуть за собой не только всё сельское хозяйство страны, но и смежные отрасли — пищевую и лёгкую промышленность, фармацевтику и так далее.

Но для такого масштабирования нужен якорный игрок, кто будет производить конечную продукцию и выводить ее на мировой рынок.

— Казахстан должен выпускать именно высококачественную говядину, — отметил Бейбит Ерубаев. — В сегменте дешевой говядины мы не сможем конкурировать с Бразилией, поскольку у них идеальные погодные условия, и скот круглый год находится на свободном выпасе. Это определяет низкую себестоимость мяса — бразильская говядина уже в порту дает $3,3-3,5 на килограмм. У нас полгода зима, необходимо запасать корма, поэтому дешевое мясо мы производить не можем. А поскольку мы только начинаем свой путь как производитель высококачественной говядины для мирового рынка, и очень важно, чтобы был партнер, который знает все правила игры. То, что мы прошли за 10 лет, — это только один виток развития самого животноводства. Теперь начинается новый виток — выход на внешний рынок. В этом нам и поможет опытный игрок, который от нас получит мясо  с более низкой себестоимостью, а нам даст более высокую рентабельность за счет глубокой переработки туш.

Крупный мясокомбинат сможет купить себе оборудование, во-первых, для определения мраморности мяса, которое стоит больших денег и имеет смысл при забое минимум 800-900 голов в смену, во-вторых, оборудование для переработки шкур, костей, крови, внутренностей и так далее, что даст дополнительную рентабельность. За счет этого он сможет давать за откормленный скот более высокую цену, и вся добавленная стоимость будет оставаться в стране, а не уходить живым скотом в Узбекистан, как сейчас.

При этом производство высококачественной говядины требует соответствия определенным стандартам. И на KazBeef делают все, чтобы к ним прийти. Недавно откормочная площадка KazBeef прошла сертификацию по стандарту Global GAP, и этот стандарт открывает новые перспективы по сбыту. В частности, его требуют торговые сети стран Европы.

 

Канадская «цифра»

Сегодня процессы на откормплощадке KazBeef оцифрованы на 98%, и это тоже одно из условий безопасности конечного продукта и его высокого качества. Технологии задействованы во всем — от подсчета численности животных с помощью дронов, смешивания и раздачи кормов до постановки диагноза больному скоту специалистами из Канады, обслуживающими откормплощадку благодаря подключению к канадской системе технологии Feedlot health management, которая сегодня ведёт 4 млн голов КРС по всему миру.

Оцифрованы отслеживание привесов, данные о родителях и так далее. Благодаря этому при сдаче скота на мясокомбинат есть гарантия того, что животное здоровое и соответствующее всем параметрам упитанности для получения мраморного мяса высшего качества.

Кстати, на откормплощадке также были внедрены североамериканские технологии круглогодичного содержания скота на открытом воздухе, только лишь с ветрозащитой. Это позволяет избежать огромных расходов как на строительство помещений для животных, так и на их обслуживание.

Зимой скот не мерзнет благодаря грамотной программе кормления, которая обеспечивает положительный баланс энергии. Тут важна роль американских диетологов и нутриционистов, которые также помогают компании KazBeef.

 

Эффект предоплаты

Мощность откормочной площадки KazBeef составляет 12 тыс. голов. В настоящий момент тут содержится 8,5 тыс. В среднем бычок находится на откорме 250-280 дней. При среднем суточном привесе в 1 кг с площадки скот уходит весом 575-600 кг. Именно животное такого веса дает  правильные отруба стандартных размеров.

— Принцип нашей работы с фермерами очень простой — мы стараемся дать самые лучшие условия, — рассказал Бейбит Ерубаев. — И главное — мы даем самую хорошую цену. Подписываем договор и делаем предоплату. А ничто так не внушает доверие, как предоплата. Таким образом мы и даём надежность. Также важно, что мы обеспечиваем фермеру ликвидность товара: все знают, что в любой момент могут позвонить нам и продать свой скот. Дело в том, что сейчас у фермера большой выбор, куда продать скот. И мы делаем все, чтобы обеспечить лучшие условия.

Что касается скота от фермеров, то на площадку принимают любой. Хотя, конечно, за бычков мясных пород предусмотрен бонус. Фермеры хорошо считают деньги, поэтому понимают, что лучше придать своему стаду породные характеристики и заработать больше. Это можно делать, взяв в аренду или купив племенного быка. В этом случае потомство получает характеристики родителя — быстрее набирает вес, с лучшей конверсией корма, и достигает заданной массы.

— Пять лет назад мы получали свершено другой откормочный контингент, — рассказал Бейбит Ерубаев. — Качество улучшается, идёт апгрейд. Фермер понимает, что если он в прошлом году сдавал скот со средним весом 250 кг, то с учетом использования генетики в нынешнем году он будет сдавать 270 кг.

Получить в аренду быка, а также проконсультироваться по племенной работе можно в отдельной структуре агрохолдинга — племрепродукторе KazBeef LTD. Там же можно быка и купить.

Что касается пород, то Бейбит Ерубаев не может выделить какую-то одну и называет хорошими все. Главное, что растет общий уровень поголовья в стране. Фермеры тоже выбирают себе самых разных быков, на личный вкус — ангусов, акбасов, шароле и так далее.

 

Начало истории

История всей компании KazBeef началась с создания племрепродуктора. В 2010 году на площадку возле села Мамай Акмолинской области привезли из США первую партию племенного скота, 1 тыс. ангусов и 1 тыс. герефордов. Целью было создать племенное ядро с передовой генетикой лучших мировых мясных пород.

— Любое начинание поначалу воспринимается с недоверием, — отметил Ермек Умурзаков (на фото), директор племрепродуктора KazBeef LTD. — Были и смешные моменты, например байки о том, что ангус страшный, дикий и кушает людей. Но это на первых порах. А сейчас уже весь негатив — в прошлом. Фермеры сегодня хорошо понимают, что именно с помощью генетики можно зарабатывать. Вот, посмотрите — это молодняк нынешнего года, 7-месячные телята. На отбивке они заходили со средним весом 220-250 кг. Беспородный скот в этом возрасте весит в два раза меньше, 120 кг.

Общее поголовье KazBeef LTD сегодня составляет 6 тыс. голов, из которых маточное — 4 тыс., а 2 тыс. — шлейф. Герефорды составляют 30% численностиангусы — 70%. Летом скот находится на пастбище, а на зиму возвращается на базу, где содержится открытым образом, так же, как скот на откормплощадке.

Что касается спроса на племенной молодняк (конечная продукция репродуктора), то он хороший. По итогам 2020 года было реализовано 1200 бычков и тёлочек. Среди реализованного скота было 400 быков первой категории, которые ушли в другие племрепродукторы по всей стране.

 

Бизнес поколений

Понятно, что генетика — только часть успеха при откорме, хоть и важнейшая. Также значение имеет качество рациона. В структуре KazBeef  есть растениеводческое отделение KazGrain Feeders, задача которого — обеспечить кормами животноводство. И в нынешнем году, даже несмотря на жесткую засуху, свою задачу растениеводы выполнили — нужный запас кормов имеется.

 — В этом плюс вертикально интегрированной компании, — отметил Бейбит Ерубаев. — Понятно, что было сложно, но мы не дали себе шанса отказаться от выращивания скота и дальнейшего откорма. Тем не менее ситуация сейчас очень сложная — цены на корма высокие, а на мясо — нет. Это происходит в силу того, что идет массовый сброс скота. Он идет под нож, мяса на рынке много, и цены низкие. Но в итоге эта цена отыграется, и мы предвидим большое повышение цены на мясо в следующем сезоне. Это мировой тренд, хотим мы этого или нет. Само животноводство — это бизнес поколений. Невозможно быть все время в плюсе, из десяти лет два года будут плохими. Но ведь другие восемь лет будут хорошими!

 

Gulfood и экспорт

Как рассказал Азамат Орумбаев (на фото), директор мясокомбината KazBeef Processing, в сутки сейчас забивается 30 откормленных быков, которых привозят с откормплощадки. Хотя заявленная мощность забоя — 150 голов в сутки. Проблема в том, что спрос на рынке сейчас невысок из-за проблем в сегменте HoReCa, связанных с коронавирусными ограничениями.

Тем не менее именно нынешний сложный год стал прорывным в плане экспорта: компания KazBeef выставила свою продукцию на одной из крупнейших в мире продовольственных выставок, Gulfood в Дубае. И заключила контракт с дистрибьютором, который занимается поставками премиальных продуктов в пятизвездочные отели и рестораны высокого уровня.

— На выставке мы проводили дегустации, и все были в приятном шоке от нашей говядины, — рассказал Азамат Орумбаев. — Мы были в числе лидеров и по вкусу, и по качеству мяса. И сейчас в среднем в неделю отправляем в Дубай по 3 тонны мяса. Это премиальные отруба. Также мы поставляем мясо на рынок Узбекистана, по 15-20 тонн в месяц, и в Россию, Москву и Санкт-Петербург.

Основной поддержкой государства животноводству должно стать стимулирование глубокой переработки, в том числе субпродуктов с созданием добавленной стоимости на каждом этапе переработки и получением в конце готового продукта с высокой добавленной стоимостью, что даст толчок к развитию других отраслей (пищевая, легкая, фармацевтика, АПК и др).
Также необходимо открытие рынка Китая и других стран для экспорта казахстанских субпродуктов и мяса — это то, что уже сейчас должно работать для увеличения рентабельности мясокомбината. Узбекистан, например, такое разрешение имеет, это ему и позволяет предлагать казахстанским фермерам более высокие закупочные цены на скот — и вывозить десятки тысяч голов из страны, оставляя мясокомбинаты Казахстана загруженными на 30-40%.

Сам мясокомбинат KazBeef Processing в следующем году планирует создать цеха по переработке кишок и некоторых других частей туши, что позволит увеличить глубину использования туши. Также в следующем году в два раза будет увеличена мощность убойного цеха.

Кроме того, мясокомбинат планирует пройти аудит на получение сертификата Global GAP, такого же, как у откормплощадки. Это также облегчит выход на новые рынки сбыта.

— То, что сегодня сделал KazBeef, не составляет и 1% от того, что может сделать вся страна. Потенциал просто огромный! — резюмировал Бейбит Ерубаев.

А мы напомним, что именно компания KazBeef стала партнером «АгроКаравана мясо 2021». Спасибо за поддержку! А команда Eldala.kz тем временем двигается дальше. Следите за нашим маршрутом!

Сергей Буянов
eldala.kz